Слайд 2
![История социологии Историю социологии можно разделить на четыре этапа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-1.jpg)
История социологии
Историю социологии можно разделить на четыре этапа
Слайд 3
![Доклассическая социология. Этап становления социологии как науки (это и означает,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-2.jpg)
Доклассическая социология. Этап становления социологии как науки (это и означает, что
классиков пока нет). .Относится к началу 19 в. и заканчивается в 90-х годах 19в. Основные методы: позитивизм, органицизм, материализм. Главные имена: Конт, Спенсер, Маркс, Тëннис. Территория – Франция, Германия, Англия
Слайд 4
![Классическая социология. Это этап формирования социологии, ее классических теорий и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-3.jpg)
Классическая социология. Это этап формирования социологии, ее классических теорий и методов.
«Золотой век» социологии. (В реальности – не более 40 лет). Берет начало в 90-х годах 19в. и продолжается до конца 20-х гг. 20-го столетия. Классики (самые главные имена): Дюркгейм, Вебер, Зиммель (Франция –Германия).
Слайд 5
![Неоклассическая социология. Этап развития классических идей и их трансформация (на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-4.jpg)
Неоклассическая социология. Этап развития классических идей и их трансформация (на американской
почве). Начинается в 30-е гг. 20-го столетия и продолжается до начала 60-х.. Новые классики: Парсонс, Мид, Шюц. Территория неоклассической социологии – США.
Слайд 6
![Постклассическая социология. В развитии социологии происходит качественный перелом, возникает множество](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-5.jpg)
Постклассическая социология. В развитии социологии происходит качественный перелом, возникает множество разнообразных
социологий (сколько социологов – столько и социологий) и в этом смысле социология становится неклассической, проходит время классиков и гранд-теорий. Этот этап начинается в 60-х гг. 20 века и продолжается до 2000 г. (Что дальше называется современной социологией и не входит в область истории, по крайней мере – пока.) Основные имена: Фуко, Бурдье, Бодрийяр, Гофман, Гарфинкель, Коулман, Луман. Территория – Франция, Германия, США.
Слайд 7
![Доклассическая социология Огюст Конт (1798-1857) Основные работы Конта: «Курс позитивной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-6.jpg)
Доклассическая социология
Огюст Конт (1798-1857)
Основные работы Конта:
«Курс позитивной философии» (в
6 т., 1830-42)
«Система позитивной политики» (в 4 т., 1851)
Слайд 8
![Конт разделил социологическую теорию на две части: социальную статику, изучающую](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-7.jpg)
Конт разделил социологическую теорию на две части: социальную статику, изучающую законы
функционирования общества, и социальную динамику, изучающую законы развития общества
Слайд 9
![В социальной статике Конта интересовала идея единства общества - как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-8.jpg)
В социальной статике Конта интересовала идея единства общества - как возможно,
что общество при всех изменениях остается целостным организмом. Для объяснения этого феномена Конт вводит понятие институт и разрабатывает теорию институтов.
Слайд 10
![В теории динамики Конт разрабатывал концепцию эволюционного развития) и интересовался](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-9.jpg)
В теории динамики Конт разрабатывал концепцию эволюционного развития) и интересовался причинами
общественного развития.
В этом плане, Конт под влиянием французской философии просвещения продолжал утверждать, что «идеи правят миром», и что они являются главным фактором развития обществ.
Общества проходят две исторические стадии развития - сначала возникают военные общества, и затем они преобразуются в индустриальные.
Слайд 11
![Закон трех стадий развития обществ Теологическая стадия, когда в сознании](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-10.jpg)
Закон трех стадий развития обществ
Теологическая стадия, когда в сознании общества
господствуют религиозные мифы (сначала анимизм*, затем политеизм, и монотеизм); эта стадия длится приблизительно до 1300г.
Слайд 12
![Метафизическая стадия, когда в общественном сознании большую роль начинает играть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-11.jpg)
Метафизическая стадия, когда в общественном сознании большую роль начинает играть наука,
но в ней господствуют абстрактные идеи, не связанные с реальностью (философская схоластика, или алхимия, или астрология и т.п.); эта стадия длится приблизительно с 1300 по 1800 гг.
Слайд 13
![Позитивистская стадия, когда общественное сознание становится подлинно научным, а наука](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-12.jpg)
Позитивистская стадия, когда общественное сознание становится подлинно научным, а наука становится
эмпирической – она неразрывно связана с практикой, проверяет свои идеи на практике и преобразует общественную практику.
Слайд 14
![Герберт Спенсер (1820-1903) Спенсер разработал органическую теорию и метод социологии.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-13.jpg)
Герберт Спенсер (1820-1903)
Спенсер разработал органическую теорию и метод социологии.
его позитивизм
требовал связать социологию не со всеми естественными науками (физикой как у Конта), а, прежде всего, – с биологией.
Слайд 15
![Основные работы Спенсера: «Социология как предмет изучения» (1873) «Основания социологии» (в 3-х тт., 1876-1896)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-14.jpg)
Основные работы Спенсера:
«Социология как предмет изучения» (1873)
«Основания социологии» (в 3-х
тт., 1876-1896)
Слайд 16
![Основная идея Спенсера заключается в том, что общество – это](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-15.jpg)
Основная идея Спенсера заключается в том, что общество – это биологическая
система, или особый социальный организм. Соответственно, для него характерны все процессы, которые характерны и для других биологических систем, общество должно подчиняться всем биологическим закономерностям.
Слайд 17
![Структуру общества Спенсер рассматривал по типу живого организма, выделяя в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-16.jpg)
Структуру общества Спенсер рассматривал по типу живого организма, выделяя в ней
поддерживающую подсистему (экономика), распределяющую подсистему (разделение труда), регулятивную подсистему (политика).
Слайд 18
![Неравенство людей – вечное и неизменное условие развития общества, считал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-17.jpg)
Неравенство людей – вечное и неизменное условие развития общества, считал Спенсер,
поскольку естественный отбор, борьба за существование и выживание сильнейших являются всеобщими законами, характерными и для биологического мира, и для социального.
Слайд 19
![Карл Маркс (1818-1883) «Капитал» (1 т. Вышел в 1867г., далее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-18.jpg)
Карл Маркс (1818-1883)
«Капитал» (1 т. Вышел в 1867г., далее уже под
редакцией Фридриха Энгельса 2т. - в 1885, 3т. – в 1894)
«К критике политической экономии» (1859г.)
Слайд 20
![В отличие от Спенсера, Маркс считал, что человек – это](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-19.jpg)
В отличие от Спенсера, Маркс считал, что человек – это существо
социальное (а не биосоциальное). Сущность человека в труде – целесообразной социальной деятельности, направленной на преобразование природного материала, исходя из общественных потребностей.
Слайд 21
![Сущность капиталистического общества в отчужденном труде – наемный труд не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-20.jpg)
Сущность капиталистического общества в отчужденном труде – наемный труд не предполагает,
что работнику принадлежит результат труда, также работнику, как правило, не принадлежат средства труда, поэтому он отчуждается от результата и средств труда, которые принадлежат капиталисту. Так формируется отчуждение людей друг от друга – противоречие между классом рабочих и классом капиталистов, что в дальнейшем принимает форму борьбы классов.
Слайд 22
![отчуждение человека от самого себя человек работает ради денег, а](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-21.jpg)
отчуждение человека от самого себя
человек работает ради денег, а не
ради самого труда, ведь очень редко интересы и работа совпадают в капиталистическом обществе - так, получается, что человек трудится, чтобы удовлетворить все другие потребности, а не самую главную потребность в труде
Слайд 23
![Современный марксизм Карл Поланьи (1886-1964) в традиционных обществах (докапиталистических) экономика](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-22.jpg)
Современный марксизм
Карл Поланьи (1886-1964)
в традиционных обществах (докапиталистических) экономика подчиняется социальным
отношениям, она «включена» («embedded») в господствующие социальные структуры (например, доход определяется социальным положением); но в капиталистическом обществе экономика как система выделяется из общества и подчиняет себе все социальные структуры (теперь, например, доход определяет социальное положение).
Слайд 24
![Фердинанд Тëннис (F. Tönnies) (1855-1936) Главная работа : «Общность и общество» («Gemeinschaft und Gesellschaft») 1887г.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-23.jpg)
Фердинанд Тëннис (F. Tönnies) (1855-1936)
Главная работа :
«Общность и общество» («Gemeinschaft und
Gesellschaft») 1887г.
Слайд 25
![Эра общности (общества-общины) охватывает все досовременные общества. Субъектом общества-общины является](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-24.jpg)
Эра общности (общества-общины) охватывает все досовременные общества. Субъектом общества-общины является народ,
его поведение регулируется двумя главными институтами: обычаем и религией. Экономической основой общества-общины являются: домохозяйство, совместный труд и земледелие. Социальная основа общества-общины: родство, соседство, дружба, а основные социальные отношения в социальной иерархии - забота (высшего о низшем) и благодарность (от низшего к высшему).
Слайд 26
![Эра общества – это современное капиталистическое общество, его субъектом выступает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/425948/slide-25.jpg)
Эра общества – это современное капиталистическое общество, его субъектом выступает не
народ, а именно само общество как совокупность индивидов. Основные институты современного общество: политика, общественное мнение и договор. Экономической основой общества является: торговля (обмен), промышленность и деньги. Социальная основа: индивидуализм, свобода и социальные классы. Главное социальное отношение – конкуренция.