Слайд 2
![Система музыкального воспитания Система (от греч. systema ) – целое,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-1.jpg)
Система музыкального воспитания
Система (от греч. systema ) – целое, составленное из
частей, соединение; множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство
Слайд 3
![Система музыкального воспитания деятельность педагога передающего музыкальный опыт воспитаннику; деятельность](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-2.jpg)
Система музыкального воспитания
деятельность педагога передающего музыкальный опыт воспитаннику;
деятельность ребенка,
активно осваивающего этот опыт;
средства воспитания;
формы организации музыкальной деятельности
Слайд 4
![Системы музыкального воспитания разрабатывали: Эмиль Жак- Далькроз (Швейцария)- развитие музыкально](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-3.jpg)
Системы музыкального воспитания разрабатывали:
Эмиль Жак- Далькроз (Швейцария)- развитие музыкально ритмического чувства;
Золтан
Кодая (Венгрия) – развитие ладового (относительного) слуха;
Карл Орф (Австрия) – развитие музыкально- творческих способностей.
Слайд 5
![Дмитрий Борисович Кабалевский 30.12.1904 – 14.02 1987 Выдающийся отечественный композитор,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-4.jpg)
Дмитрий Борисович Кабалевский
30.12.1904 – 14.02 1987
Выдающийся отечественный композитор, общественный деятель,
ученый, пианист, дирижер, музыковед, публицист, музыкант- просветитель, педагог- исследователь.
В 70-е годы XX века разработал собственную целостную художественно- педагогическую концепцию музыкального воспитания детей
Слайд 6
![В основу концепции положены: научные идеи Б.В. Асафьева; достижения прогрессивных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-5.jpg)
В основу концепции положены:
научные идеи Б.В. Асафьева;
достижения прогрессивных педагогов- музыкантов;
собственные научные
разработки;
огромный практический опыт
Слайд 7
![Статья «Требование времени» Москва, 1983](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-6.jpg)
Статья
«Требование времени»
Москва, 1983
Слайд 8
![Противоречия в сфере массового музыкального воспитания 1-е противоречие – связано](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-7.jpg)
Противоречия в сфере массового музыкального воспитания
1-е противоречие – связано с названием
предмета;
2-е противоречие – между вводными статьями к программе и конкретным содержанием программ;
3-е противоречие – между стремлением превратить предмет «Музыка» в единый целостный предмет и дробление его на малосвязанные части. (пение, музыкальная грамота, слушание музыки)
Слайд 9
![Разрешение противоречий: 1-е противоречие – название предмета - «Музыка», т.к](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-8.jpg)
Разрешение противоречий:
1-е противоречие – название предмета - «Музыка», т.к хоровое пене
не может подменять собой всю культуру.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека»
(В.А. Сухомлинский)
Слайд 10
![2-е противоречие - Почти все основные принципы и методы и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-9.jpg)
2-е противоречие -
Почти все основные принципы и методы и значительная часть
музыкального материала, заложенного в программу Кабалевским, были опробованы и проверены в практическом опыте автора (беседы с детьми, книга «Про трех китов и про многое другое»)
Слайд 11
![3-е противоречие Урок должен быть объединен какой-то единой идеей, темой.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-10.jpg)
3-е противоречие
Урок должен быть объединен какой-то единой идеей, темой.
Был найден путь:
предложить принципиально иной тематизм, который исходил бы из музыки и на музыку опирался.
Темы – это закономерности музыки.
Слайд 12
![Тематизм программы «Музыка» «Тематизм новой программы – это лестница, ступени](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-11.jpg)
Тематизм программы «Музыка»
«Тематизм новой программы – это лестница, ступени которой (темы)
ведут учащихся к овладению музыкальной культурой. Заменить одну ступень другой, вытянуть хотя бы одну из них вообще – значит разрушить всю лестницу, лишить программу не только целостности, но и изъять из нее весь творческий, музыкально- педагогический смысл» (Кабалевский Д.Б.)
Слайд 13
![Тематизм программы способствовал: реорганизации музыкальных занятий, решению вечного вопроса –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-12.jpg)
Тематизм программы способствовал:
реорганизации музыкальных занятий, решению вечного вопроса – «целостность урока
музыки»;
композитору удалось предложить свою логику представления ведущих закономерностей музыкального искусства в учебной программе;
установлению устойчивых связей между этапами музыкального образования;
целенаправленным стал процесс формирования музыкальной культуры школьников.
Слайд 14
![Тематическое построение программы 1 класс (2) «Образ музыки» 1 четверть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-13.jpg)
Тематическое построение программы
1 класс (2) «Образ музыки»
1 четверть - «Три кита
в музыке – песня, танец, марш»
2 четверть – «О чем говорит музыка»
3 четверть – «Куда ведут ас три кита»
4 четверть – «Что такое музыкальная речь»
Содержание, форма, язык
Слайд 15
![2 класс (3) 1четверть – «Песня, танец, марш перерастают в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-14.jpg)
2 класс (3)
1четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность,
маршевость»
2 четверть - «Интонация»
3 четверть – «Развитие музыки»
4 четверть – « Построение (формы) музыки»
Абстрактно - всеобщие формы существования музыки как целостного организма
Слайд 16
![3 (4) класс 1 полугодие – «Музыка моего народа» 2](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-15.jpg)
3 (4) класс
1 полугодие – «Музыка моего народа»
2 полугодие – «Между
музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
Способность музыки быть средством человеческого общения.
Школьники изучают коммуникативную функцию искусства.
Процесс художественного общения на языке эмоций-интонаций
Слайд 17
![4 (5 ) класс 1 полугодие – «Музыка и литература»:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-16.jpg)
4 (5 ) класс
1 полугодие – «Музыка и литература»:
1 четверть- «Что
стало бы с музыкой, если бы не было литературы»;
2 четверть - «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»;
2 полугодие – «Музыка и изобразительное искусство»:
3 четверть – «Можем ли мы увидеть музыку
4 четверть- «Можем ли мы услышать живопись»
Слайд 18
![Эмоционально-оценочная функция искусства Интонационная природа искусства; Искусство – продукт реализации](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-17.jpg)
Эмоционально-оценочная функция искусства
Интонационная природа искусства;
Искусство – продукт реализации сущностных сил человека,
его способности к эстетической оценке мира, способности к художественному отражению мира
Слайд 19
![5 (6) класс Преобразовательная функция искусства 1 полугодие – «Преобразующая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-18.jpg)
5 (6) класс
Преобразовательная функция искусства
1 полугодие – «Преобразующая сила музыки»
2
полугодие – «В чем сила музыки»
Совместное «исследование» учителем и учащимися возможностей музыкального искусства в его воздействии на личность человека, его эмоциональный, психологический, духовный мир.
Слайд 20
![6 (7) класс Познавательная функция искусства 1 полугодие – «Музыкальный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-19.jpg)
6 (7) класс
Познавательная функция искусства
1 полугодие – «Музыкальный образ»
2 полугодие –
«Музыкальная драматургия»
Исследуется проблема отражения в музыкальном искусстве законов объективного мира в самых сущностных взаимосвязях.
Музыка (сонатное аллегро) становится художественной моделью диалектики мира.
Слайд 21
![7 (8) класс 1 четверть – «Что значит современность в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-20.jpg)
7 (8) класс
1 четверть – «Что значит современность в музыке»;
2 четверть
– « Музыка серьезная и легкая»;
3 четверть – «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки»;
4 четверть – «Великие наши «современники»
Слайд 22
![Обобщение всего пройденного материала под углом зрения проблем: Традиции и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-21.jpg)
Обобщение всего пройденного материала под углом зрения проблем:
Традиции и новаторство в
музыкальном искусстве;
Осмысление величия духа и таланта творцов гениальных творений в музыке;
Познание сущности понятия «современность в музыке»;
Знакомство с современным языком музыки в самых разных жанрах.
Слайд 23
![Тематизм программы Д.Б. Кабалевского – методологический феномен, не имеющий аналогов в современной мировой педагогике](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-22.jpg)
Тематизм программы
Д.Б. Кабалевского – методологический феномен, не имеющий аналогов в
современной мировой педагогике
Слайд 24
![Статья «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы» Москва, 1974.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-23.jpg)
Статья
«Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы»
Москва,
1974.
Слайд 25
![Д.Б.Кабалевский стоял на позиции: Принципы и методы (как и содержание)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-24.jpg)
Д.Б.Кабалевский стоял на позиции:
Принципы и методы (как и содержание) учебной программы
должны исходить из самой музыки, ее интонационно-образной природы.
Искал методические принципы, специфические для предмета, изучающие музыку как живое искусство.
Слайд 26
![«Для изучения музыки общедидактические принципы, разумеется нужны, но если они](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-25.jpg)
«Для изучения музыки общедидактические принципы, разумеется нужны, но если они не
проникнуты живым дыханием самой музыки, они остаются абстрактной схемой»
«Я стремился найти концепцию, которая исходила из музыки и на музыку опиралась…»
(Д.Б. Кабалевский)
Слайд 27
![«Прекрасное пробуждает доброе» - эти слова Д.Б.Кабалевского – основа его](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-26.jpg)
«Прекрасное пробуждает доброе» - эти слова Д.Б.Кабалевского – основа его
концепции.
От содержания профессионального к содержанию духовному.
«К сожалению, ни до, ни после Д.Б.Кабалевского ни один музыкант не пожелал заниматься образованием слушателей, а не исполнителей. все готовы работать с будущими профессионалами, и никто не готов – с теми, для кого эта музыка пишется и исполняется» (Б.М. Неменский)
Слайд 28
![«Музыкальную педагогику пришлось во многом принципиально изменить. Теперь принципиально измененная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-27.jpg)
«Музыкальную педагогику пришлось во многом принципиально изменить. Теперь принципиально измененная
музыкальная педагогика подгоняется под традиционную общую педагогику…»
(Д.Б. Кабалевский)
«Отношение к искусству как средству воспитания, подход к преподаванию музыки как школьному предмету вытесняют идею преподавания музыки как живого образного искусства».
(Л.В.Школяр)
Слайд 29
![Система Д.Б.Кабалевского – открытая система, не вступает в противоречие ни](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/14629/slide-28.jpg)
Система Д.Б.Кабалевского – открытая система, не вступает в противоречие ни с
одной из 3-х названных выше систем.
Она способна вобрать в себя многие из практических приемов швейцарского, венгерского и немецкого музыкантов и допускает вариативную множественность путей ее практической реализации, обусловленную национальным составом детей, отбираемым для занятий репертуаром, личностью педагога.