Слайд 2
![Понятие юности всегда было тесно связано с понятием переходного возраста,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-1.jpg)
Понятие юности всегда было тесно связано с понятием переходного возраста, центральным
биологическим процессом которого является половое созревание. Этот процесс условно подразделяется на три фазы: 1) препубертатный, или подготовительный, период, 2) пубертатный период, в течение которого осуществляются основные процессы полового созревания, и 3) постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости.
Слайд 3
![по данным Калифорнийского лонгитюда, мальчики-акселеранты в течение целого ряда лет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-2.jpg)
по данным Калифорнийского лонгитюда, мальчики-акселеранты в течение целого ряда лет остаются
выше, тяжелее и сильнее остальных, причем максимум различий приходится на 14-16 лет.
Слайд 4
![У девочек созревание начинается на 2 года раньше, чем у](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-3.jpg)
У девочек созревание начинается на 2 года раньше, чем у мальчиков,
причем акселерантки чаще бывают приземистыми и пухлыми. Акселерантки превосходят в росте ровесниц-ретарданток, пока те не пройдут период скачка в росте, но в конечном счете ретарданткн становятся выше и стройнее. Максимум различий в размерах и весе между рано- и поздносозревающими девочками приходится на 12-14 лет.
Слайд 5
![Д. Клозен влияние на поведение и психику скорости физического развития](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-4.jpg)
Д. Клозен влияние на поведение и психику скорости физического развития
1.
влияние на физические способности: имея преимущества в росте, весе и силе, мальчик-акселерант в течение ряда лет может без особого труда превосходить своих ровесников-ретардантов в спорте и иных физических занятиях.
2. зрелость и внешность имеют определенную социальную ценность, вызывая у окружающих людей соответствующие чувства и ожидания.
3. образ "я", в котором преломляются собственные способности и их восприятие и оценка окружающими.
Слайд 6
![Современная наука различает три главных соматотипа - эндоморфный (рыхлый, с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-5.jpg)
Современная наука различает три главных соматотипа - эндоморфный (рыхлый, с избытком
жира), мезоморфный (стройный, мускулистый) и эктоморфный (худой, костлявый), которые обладают в глазах людей неодинаковой привлекательностью, причем эта оценочная шкала формируется довольно рано и весьма устойчива.
Слайд 7
![Сопоставление поведения детей от 5 до 16 лет с их](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-6.jpg)
Сопоставление поведения детей от 5 до 16 лет с их внешностью
и физическим развитием в рамках Калифорнийского лонгитюда показало, что между соматотипом, с одной стороны, и психикой и поведением - с другой, существует определенная зависимость. Высокие, рослые мальчики держались более естественно, меньше рисовались, требовали к себе меньше внимания и, за исключением детского возраста (5-7 лет), были более сдержанными.
Слайд 8
![Они были также намного послушнее, чем их низкорослые ровесники, хотя](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-7.jpg)
Они были также намного послушнее, чем их низкорослые ровесники, хотя с
возрастом связь между ростом и послушанием уменьшалась, сходя к 14-16 годам на нет. Особенно большая разница между акселерантами и ретардантами в степени "показного" поведения и сдержанности наблюдалась в 11-13 лет, когда акселерированные мальчики как раз вступали в период скачка в росте.
Слайд 9
![Больше всего трудностей в отношениях со сверстниками наблюдалось у мальчиков](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-8.jpg)
Больше всего трудностей в отношениях со сверстниками наблюдалось у мальчиков с
выраженной эндоморфной конституцией, особенно в подростковом возрасте. Эти мальчики редко занимают ведущее положение среди сверстников, часто являются предметом насмешек, имеют меньше возможностей выбора друзей и чаще испытывают потребность в поддержке.
Слайд 10
![Поскольку и взрослые и сверстники обычно воспринимают акселерированных мальчиков как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-9.jpg)
Поскольку и взрослые и сверстники обычно воспринимают акселерированных мальчиков как более
зрелых, им не приходится бороться за положение и статус. Большинство лидеров в старших классах выходят из них. Напротив, ретарданты кажутся окружающим "маленькими" не только в физическом, но и в социально-психологическом смысле. Ответом на это могут быть инфантильные, не соответствующие возрасту и уровню развития, поступки, преувеличенная, рассчитанная на внешний эффект и привлечение к себе внимания активность или, наоборот, замкнутость, уход в себя.
Слайд 11
![Эти различия сохраняются и в юности. Обследование двух групп 17-летних](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-10.jpg)
Эти различия сохраняются и в юности. Обследование двух групп 17-летних юношей
показало, что ретарданты чаще акселерантов испытывают чувство неполноценности, считают себя отвергнутыми и подавленными родителями, причем устойчивая потребность в опеке сочетается у ретардантов с подростковой мятежностыо, жаждой автономии и освобождения от внешнего контроля.
Слайд 12
![бывшие акселеранты, обследованные после 30 лет, имели более высокие показатели](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-11.jpg)
бывшие акселеранты, обследованные после 30 лет, имели более высокие показатели по
доминантности социальной приспособленности и производимому ими хорошему впечатлению.
у ретардантов наблюдалось больше психоневротических симптомов. Зато акселеранты оказались более конформными и "приземленными", ретарданты же - психологически более тонкими и восприимчивыми.
Слайд 13
![Умственное развитие Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-12.jpg)
Умственное развитие
Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих способностей,
предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Существуют три подхода к изучению возрастных закономерностей творчества.
Слайд 14
![Продолжающееся в юношеском возрасте развитие абстрактно-логического мышления предопределяет появление не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-13.jpg)
Продолжающееся в юношеском возрасте развитие абстрактно-логического мышления предопределяет появление не только
нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Все чаще ребята начинают вести споры об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.
Слайд 15
![На уроках они часто пытаются вызвать учителя на разговор о](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-14.jpg)
На уроках они часто пытаются вызвать учителя на разговор о философских
проблемах, не имеющих ничего общего с темой занятия, от которых досадливо отмахиваются взрослые. Вероятно, такие «праздные» споры и «философствование» раздражают учителей и родителей.
Слайд 16
![Американские психологи М. Парлоф, Л. Датта и др. пытались сравнивать](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-15.jpg)
Американские психологи М. Парлоф, Л. Датта и др. пытались сравнивать личностные
свойства групп творческих людей - взрослых и юношей (их творческий потенциал измерялся посредством анализа продуктов деятельности и экспертных оценок) друг с другом и с менее творческими людьми.
Слайд 17
![Оказалось, что более творческие люди, независимо от возраста и направленности](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-16.jpg)
Оказалось, что более творческие люди, независимо от возраста и направленности интересов,
отличались от остальных развитым чувством индивидуальности, наличием спонтанных реакций, стремлением опираться на собственные силы, эмоциональной подвижностью, желанием работать самостоятельно и одновременно уверенностью в себе, уравновешенностью и напористостью. Возрастных различий по этим качествам ученые не нашли.
Слайд 18
![Зато такие различия обнаружились в наборе качеств, который психологи условно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-17.jpg)
Зато такие различия обнаружились в наборе качеств, который психологи условно назвали
"дисциплинированной эффективностью", включив сюда самоконтроль, потребность в достижении и чувство благополучия. Творческие взрослые люди по этой группе качеств получили более низкие, а творческие юноши - более высокие показатели, чем их менее продуктивные сверстники. Почему такой странный результат?
Слайд 19
![творческая активность предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под власти](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-18.jpg)
творческая активность предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под власти обыденных
представлений и запретов, искать новые ассоциации и непроторенные пути, а с другой - развитый самоконтроль, организованность, умение дисциплинировать себя самого. Юность психологически более подвижна и склонна к увлечениям. Чтобы стать творчески эффективным, юноша нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и собранности, отличаясь этим от своих импульсивных, разбросанных сверстников.
Слайд 20
![Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-19.jpg)
Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении
отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.
Слайд 21
![стиль мышления, т. е. устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-20.jpg)
стиль мышления, т. е. устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия,
запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.
Слайд 22
![СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ 1. Синтетический стиль Синтез - процесс практического или](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-21.jpg)
СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ
1. Синтетический стиль
Синтез - процесс практического или мысленного построения
из различных элементов, частей или сторон объекта единого целого, создавать что-то качественно новое и оригинальное из вещей или идей, которые сами по себе подобными качествами не обладают, да к тому же еще и выглядят резко отличающимися друг от друга, а иногда - совершенно несовместимыми.
Слайд 23
![2. Идеалистический стиль склонность к интуитивным, глобальным оценкам анализа проблем](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-22.jpg)
2. Идеалистический стиль
склонность к интуитивным, глобальным оценкам анализа проблем с опорой
на полное множество фактов и формальную логику. повышенный интерес к целям, потребностям, мотивам и, естественно, человеческим ценностям.
Слайд 24
![3. Прагматический стиль Девиз Прагматиков: "Что-нибудь да сработает" и "Годится](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-23.jpg)
3. Прагматический стиль
Девиз Прагматиков: "Что-нибудь да сработает" и "Годится все, что
работает". Непосредственный личный опыт - их главное и единственное мерило правильности /неправильности идей, решений, поступков, жизни в целом. Это дает им свободу от формально-логических цепей, связности и последовательности в мыслях и действиях, а она (свобода!) в свою очередь служит основой уверенности в праве на эксперимент и инновации.
Слайд 25
![4. Аналитический стиль Представителей аналитического стиля отличает логическая, методичная, тщательная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-24.jpg)
4. Аналитический стиль
Представителей аналитического стиля отличает логическая, методичная, тщательная (с
акцентом на детали) и осторожная манера решения проблем. Прежде чем принять решение, они разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, поэтому часто принимают идеальные решения.
Слайд 26
![5. Реалистический стиль Девиз Реалистов: "Факты есть факты". Иначе говоря,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-25.jpg)
5. Реалистический стиль
Девиз Реалистов: "Факты есть факты". Иначе говоря, Реалисты
- прежде всего эмпирики, а не теоретики. Для них "реальным" является только то, что можно непосредственно почувствовать: ощутить запах, прикоснуться к чему-то, лично увидеть или услышать, самому пережить и т.д.
Слайд 27
![Эмоции и чувства При переходе от подросткового к юношескому возрасту](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-26.jpg)
Эмоции и чувства
При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание молодого
человека теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже на спокойном эмоциональном фоне.
Общая направленность юношей и девушек на будущее создает благоприятные психологические основы для большей открытости подростков разнообразным переживаниям
Слайд 28
![Эмоции и чувства Эстетические чувства, переживания, связанные с появлением новых](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-27.jpg)
Эмоции и чувства
Эстетические чувства, переживания, связанные с появлением новых видов деятельности,
чувство влюбленности, радость творчества, большой интерес к миру чувств другого человека, особенно сверстника — все это обусловливает большую эмоциональную восприимчивость молодых людей, свойственную данному возрасту. Кроме того, в этом возрасте у подростков развиваются способности отдаваться переживаниям, рожденным новыми, прежде не испытанными впечатлениями.
Слайд 29
![Эмоции и чувства В этом возрасте у юношей и девушек](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-28.jpg)
Эмоции и чувства
В этом возрасте у юношей и девушек возникает и
более точное регулирование чувств, в частности, более совершенное владение выражением своих чувств и настроений. Если подросток может скрывать свои переживания под личиной безразличия, то юноша умеет не только скрывать испытываемые им чувства, но и маскировать их.
Слайд 30
![Эмоции и чувства Юность — возраст специфической эмоциональной сенситивности. В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-29.jpg)
Эмоции и чувства
Юность — возраст специфической эмоциональной сенситивности. В этот период
интенсивно реализуются и расцветают при благоприятных условиях все те потенции эмоциональности человека, которые заложены в его натуре. «Юношеская горячность», «юношеская пылкость» — не случайные слова, а выразительная характеристика особенностей эмоциональной жизни молодых людей в эти годы.
Слайд 31
![Эмоции и чувства Для эмоциональной жизни юности характерно то, что](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-30.jpg)
Эмоции и чувства
Для эмоциональной жизни юности характерно то, что в эти
годы не только переживаются предметные чувства (направленные на определенное событие, лицо, явление), но и формируются чувства обобщенные (чувство прекрасного, чувство трагического, чувство юмора и т. д.).
Слайд 32
![Эмоции и чувства Для ранней юности типична идеализация друзей и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-31.jpg)
Эмоции и чувства
Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы.
Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств партнера. Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его
Слайд 33
![Эмоции и чувства Эмоциональное голодание в период юности столь же](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-32.jpg)
Эмоции и чувства
Эмоциональное голодание в период юности столь же реальное явление,
как и голодание мускульное. Оно имеет форму скуки и тоски.
Потребность человека в эмоциональном насыщении удовлетворяется главным образом в процессе достижения самых разных целей, которые индивид перед собой ставит.
Слайд 34
![Эмоции и чувства В юношеском возрасте, как правило, происходит формирование](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-33.jpg)
Эмоции и чувства
В юношеском возрасте, как правило, происходит формирование общей эмоциональной
направленности личности, то есть закрепление иерархизации собственной ценности тех или иных переживаний.
Слайд 35
![Эмоции и чувства Эмоциональная направленность, таким образом, связана с функционированием](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-34.jpg)
Эмоции и чувства
Эмоциональная направленность, таким образом, связана с функционированием эмоции в
качестве ценности, и только по этому признаку она отличается от морально-мировоззренческой
Слайд 36
![Эмоции и чувства Общая эмоциональная направленность человека сказывается прежде всего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-35.jpg)
Эмоции и чувства
Общая эмоциональная направленность человека сказывается прежде всего в выборе
им той сферы деятельности, которая наиболее соответствует этой направленности.
Таким образом, Б. И. Додонов предлагает выделять 10 типов общей эмоциональной направленности человека:
Слайд 37
![эмоциональная направленность 1. Альтруистический тип. Лицам, принадлежащим к этому типу,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-36.jpg)
эмоциональная направленность
1. Альтруистический тип. Лицам, принадлежащим к этому типу, важно не
просто сознание, что их деятельность полезна людям. Им важен непосредственный контакт с теми, кому они служат, важны и особенно ценны испытываемые при этом эмоции нежности, умиления, сочувствия, сопереживания
Слайд 38
![2. Коммуникативный тип. Как тип общей эмоциональной направленно сти человека,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-37.jpg)
2. Коммуникативный тип. Как тип общей эмоциональной направленно
сти человека, он близок к
альтруистическому. Наиболее характерные для людей этого типа ситуации связаны с общением с людьми. Для них особенно важен всякий положительный эмоциональный контакт с себе подобными.
Слайд 39
![3. Праксический тип . Данный тип эмоциональной направленности человека связан](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-38.jpg)
3. Праксический тип
. Данный тип эмоциональной направленности человека связан с богатством и
своеобразием подавляющего большинства продуктивных, общественно полезных видов деятельности.
Слайд 40
![Гностический тип. Наиболее привлекательной эмоциогенной ситуацией для людей гностического типа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-39.jpg)
Гностический тип.
Наиболее привлекательной эмоциогенной ситуацией для людей гностического типа является
решение сложных познавательных проблем. Подобным личностям свойственно удовлетворение потребности в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему.
Слайд 41
![Романтический тип. Под романтической направленностью этого типа людей можно понимать](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-40.jpg)
Романтический тип.
Под романтической направленностью этого типа людей можно понимать их
стремление к таинственному, необыкновенному, волнующе-загадочному, экзотическому. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас произойдет нечто, и именно оно окажет решающее влияние на мою судьбу
Слайд 42
![Пугнический тип. Это тип людей, которых неудержимо влечет к себе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-41.jpg)
Пугнический тип.
Это тип людей, которых неудержимо влечет к себе опасность,
ситуация борьбы с нею и победы над ней. Это люди, для которых «жить — значит рисковать». Борьба влечет их не столько возможностью самоутверждения, сколько непосредственным удовольствием от самого ее процесса, от наслаждения острыми ощущениями.
Слайд 43
![7. Эстетический тип. Люди, относящиеся к этому типу, выше всего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-42.jpg)
7. Эстетический тип.
Люди, относящиеся к этому типу, выше всего ценят наслаждение
прекрасным. Удовлетворяемая жажда красоты, чувство
прекрасного, изящного, грациозного, возвышенного. Нередко их любимыми эмоциональными состояниями являются лирическая, светлая грусть, задумчивость.
Слайд 44
![Глорический тип (от лат. gloria — слава). Это тип людей,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-43.jpg)
Глорический тип (от лат. gloria — слава). Это тип людей, для
которых самой приятной оказывается ситуация, когда ими любуются, восхищаются, когда перед ними преклоняются.
Слайд 45
![Акизитивный тип (от фр. acquisition — приобретение). Главным наслаждением людей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/335295/slide-44.jpg)
Акизитивный тип
(от фр. acquisition — приобретение). Главным наслаждением людей данного
типа является удовольствие от накопления чего-либо.