Шаманская инициация у кангаласских якутов презентация

Содержание

Слайд 2

«Шаман — это в одном лице богослов и демонолог, знаток экстатического опыта и

знахарь, помощник охотников, покровитель племени и скота, психолог, а в некоторых обществах — всезнайка и поэт».
Элиаде М.

Лик шамана.
Художник Тимофей Степанов

«Шаман — это в одном лице богослов и демонолог, знаток экстатического опыта и

Слайд 3

Разнообразные умения и навыки шамана — это результат его инициатического опыта.


Разнообразные умения и навыки шамана — это результат его инициатического опыта.

Слайд 4

Шаманами становятся

Шаманами становятся

Слайд 5

«Призвание в шаманы происходит в большинстве случаев неожиданно, иногда человек проживет до 20

лет, не думая, что ему не миновать быть шаманом»
В.И. Анучин

Художник Николай Сивенков
Северный шаман

«Призвание в шаманы происходит в большинстве случаев неожиданно, иногда человек проживет до 20

Слайд 6

«Для того, чтобы стать шаманом, недостаточно было иметь среди предков шамана, нужно было

активное вмешательство духов, которые
понуждали данного человека
к шаманской деятельности.
Шаманское звание
принималось не с радостью,
а как тяжкое бремя»

«Для того, чтобы стать шаманом, недостаточно было иметь среди предков шамана, нужно было

Слайд 7

Шаманская инициация была обязательна на духовном уровне и желательна на уровне человеческом (обряд посвящения).


Шаманская инициация была обязательна на духовном уровне и желательна на уровне человеческом (обряд посвящения).

Слайд 8

Во всех примерах шаманской инициации духи убивают посвящаемого и воскрешают в новом качестве,

передав ему различными способами часть самих себя, причем в большинстве случаев убийство сопровождается воображаемым
расчленением.

Во всех примерах шаманской инициации духи убивают посвящаемого и воскрешают в новом качестве,

Слайд 9

Особенности шаманской инициации у кангаласских якутов

«Сначала будущий шаман хворает умопомешательством. Душевная болезнь продолжается

от 3 до 7 лет»

Якутская область. Арангас (висячий гроб).Якут шаман.

Особенности шаманской инициации у кангаласских якутов «Сначала будущий шаман хворает умопомешательством. Душевная болезнь

Слайд 10

Будущий шаман должен пройти особый обряд – этении, рассекания тела. Эту процедуру совершают

души умерших шаманов, предков данного кандидата в шаманы.

Посвящение в шаманы. Художник Тимофей Степанов

Будущий шаман должен пройти особый обряд – этении, рассекания тела. Эту процедуру совершают

Слайд 11

По другой версии, злые духи заносят душу будущего шамана в преисподнюю и закрывают

ее в отдельном доме на три года.
Именно там шаман проходит посвящение: духи обезглавливают его, голову откладывают в сторону и разрывают тело на мелкие кусочки, которые затем делят между собой духи различных болезней; только при таких условиях будущий шаман обретает способность исцелять. Затем его кости покрываются свежим мясом; в некоторых случаях он получает также и новую кровь.

По другой версии, злые духи заносят душу будущего шамана в преисподнюю и закрывают

Слайд 12

Рождение шамана. Художник Тимофей Степанов

Рождение шамана. Художник Тимофей Степанов

Слайд 13

Как только кандидат по окончании рассекания встанет с ложа, тотчас же призывает он

другого шамана, этот последний должен знать тот сучок (на священном шаманском дереве), где лежит, воспитываясь, душа будущего шамана.
Далее шаману с наставником придется «спуститься» в нижний мир и «подняться» в верхний

Как только кандидат по окончании рассекания встанет с ложа, тотчас же призывает он

Слайд 14

Последний олох (местопребывание) на пути в Нижний мир Художник Тимофей Степанов

Последний олох (местопребывание) на пути в Нижний мир Художник Тимофей Степанов

Слайд 15

Последний олох (местопребывание) на пути в Верхний мир Художник Тимофей Степанов

Последний олох (местопребывание) на пути в Верхний мир Художник Тимофей Степанов

Слайд 16

Теперешние шаманы не совершают обряда посвящения, они обычно говорят – «Нет шаманов, которые

могли бы, были бы в силах посвятить нас».
Рассказывают, что посвящаемым в шаманство предлагают самим выбрать одно из двух: или получить посвящение от духов «источника гибели и смерти» или же получить посвящение от духов «исцеления и спасения».

Теперешние шаманы не совершают обряда посвящения, они обычно говорят – «Нет шаманов, которые

Слайд 17

Относительно шаманской инициации в традиционном ее понимании можно сделать следующие выводы:
по традиционным представлениям,

шаманская инициация в обязательном порядке проводится духами, которые тем или иным способом передают неофиту часть самих себя;
обряд шаманской инициации был желателен, но не обязателен и, во всяком случае, вторичен: он лишь подтверждал факт инициированности данного человека духами;
обучение шамана духами было первично, а обучение неофита шаманом-наставником — вторично либо отсутствовало вовсе.

Относительно шаманской инициации в традиционном ее понимании можно сделать следующие выводы: по традиционным

Слайд 18

Шаман в тунгусском одеянии. . Рис. . XVII в. из книги Н. Витсена

Шаман в тунгусском одеянии. . Рис. . XVII в. из книги Н. Витсена

Слайд 19

Список литературы

1.       Басилов В.Н. Избранники духов. — М.: Политиздат, 1984. — 208 с.
2.       Богораз В.Г.  К

психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии. — М.: Тип. Моск. ун., 1910. — 36 с.
3.       Булгакова Т.Д. Шаманство в традиционной культуре. Системный анализ. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. — 166 с.
4.Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение. — М.: Наука, 1991. — 276 с.
5. Хомич Л.В. Шаманы у ненцев // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. — Л.: Наука, 1981. — С. 5-41.
6. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. — Киев: София, 2000. — 480 с.

Список литературы 1. Басилов В.Н. Избранники духов. — М.: Политиздат, 1984. — 208

Имя файла: Шаманская-инициация-у-кангаласских-якутов.pptx
Количество просмотров: 15
Количество скачиваний: 0