Централизация и культура России в Удельный период презентация

Содержание

Слайд 2

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI

вв.

1.1. Возвышение великокняжеской власти.
Создание единого государства с центром в Москве.
Один правитель – великий князь, представитель московской династии Рюриковичей.
В официальных документах того времени Русь стала именоваться – Россия.
В 1497 г. на печати появляется изображение двуглавого орла с коронами на головах. На другой стороне печати был вырезан всадник, поражающий копьем змея.

Слайд 3

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI

вв.
Иван III принял новый титул — государь всея Руси.
1. Он называл себя самодержцем, подчёркивая тем самым, что он держит землю сам, т. е. не подчиняется никакой другой власти (имелась в виду прежде всего власть ордынских ханов).
2. На торжественных приёмах Иван III стал появляться со скипетром и державой.
3. Его голову венчала великокняжеская корона — шапка Мономаха.
____________________________________________
Князья - бояре, подчиненные князя.
Слайд 4

Управление в Московском государстве. Великий князь = Государь Всея Руси

Управление в Московском государстве.

Великий князь = Государь Всея Руси

Боярская дума

Государев двор

Казна

Приказы

Наместник

и волостель (управление на местах)
Слайд 5

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI

вв.

Великий князь = Государь всея Руси.
Функции:
Только он издавал законы;
Вел переговоры с другими странами;
Объявлял войну;
Заключал мир;
Чеканил монету.
Лично возглавлял русское войско во время наиболее значительных походов;
В остальное время воеводы;

Слайд 6

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI

вв.

Боярская дума – законосовещательный орган, в которой государь заседал и с которой совещался.
Кто входил?
5-10 самых знатных бояр и 2-5 окольничих;
Функции:
обсуждение важнейших вопросов жизни страны;

Слайд 7

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI

вв.

Государев двор – правящая верхушка Московского общества;
Кто входил?
Представители старых боярских родов;
Функции:
Из членов государева двора назначались наместники, воеводы, дворецкие, послы;
Составляли свиту правителя при его выездах;

Слайд 8

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI

вв.

Казна – сбор государственных налогов и ведала архивом;
При казне служили дьяки и подьячие.

Слайд 9

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI

вв.

1.2. Территориальное деление и местное управление:
Вся территория России делилась на уезды
(границы совпадали с удельными княжествами)
В них великий князь отправлял своих управителей – наместников.
Наместники не получали от государства платы за свою работу, оставляя себе часть налогов – КОРМЛЕНИЕ.
Установился порядок, когда люди назначались на должности в зависимости от знатности рода и от того, какую должность занимали их предки - МЕСТНИЧЕСТВО.
Суть местничества заключалась в следующем: если некогда один человек был подчинён по службе другому, то и их дети, и племянники, и внуки должны были находиться в таком же отношении.

Слайд 10

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI

вв.

Преобразования в армии:
На смену системе княжеских дружин пришла единая армия – дворянское поместное ополчение.
Помещик – воин, который получил землю (поместье) за службу.
Отличия от вотчины:
Условное держание
Нельзя подарить, продать
Небольшой размер
________________________________________________
Московское войско – помещики – на коне +вооруженные люди (холопы, крестьяне);

Слайд 11

Судебник Ивана III (1497 г.)

Судебник Ивана III (1497 г.)

Слайд 12

2. Социальная структура в конце XV — начале XVI века.

2. Социальная структура в конце XV — начале XVI века.

Крестьяне:
Перешли на

пашенное земледелие с трехпольным севооборотом (яровые, озимы, отдыхал);
Рожь
овес
Появился плуг;
__________________________________________
Юрьев день – первое ограничение кретьянской свободы;
Пожилое – плата за проживание на земле – 1 рубль;
Слайд 13

2. Социальная структура в конце XV — начале XVI века.

2. Социальная структура в конце XV — начале XVI века.

Черносошные крестьяне

– лично свободные крестьяне ( Поморье);
Дворцовые крестьяне – жившие на землях принадлежавших великому князю;
Владельческие крестьяне – проживающие на землях вотчинников и помещиков
Казаки – беглые крестьяне – «вольные люди» – Дон, Днепр, Волга, Яик, Терек.
Выборные атаманы
старшины
Слайд 14

3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.

3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.

1448 г.

– автокефалия русской православной церкви – первый русский самостоятельный митрополит ИОНА.
НО в подборе митрополита великие князья играли огромную роль
Слайд 15

3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.

3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.

Монастыри:
Троице-Сергиев монастырь

– 1337 г. – Сергий Радонежский
Соловецкий монастырь – 1479 г. – Герман, Савватий, Зосима;
Иосифо-Волоколамский монастырь – 1479 г. – Иосиф Волоцкий;
Слайд 16

3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.

3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.

Ереси:
В основном

из Новгорода (ПОЧЕМУ???)
Дьякон Карп – против мзды за посвящение в духовный сан – стригольники;
Жидовствующие – использовали Ветхий Завет и сочинения иудейских авторов;
Христос – пророк;
Против поклонения инокам и крестам;
Храмы – бесполезно.
Слайд 17

3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века. Разногласия внутри церкви:

3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.

Разногласия внутри

церкви:
Слайд 18

3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.

3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.

«МОСКВА –

ТРЕТИЙ РИМ» - монах Фелофей в послании Василию III
Мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима «ветхого» во «второй Рим» – Константинополь, а оттуда в Москву. А четвертому не бывать.
____________________________________________
Слайд 19

3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.

3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.

Вывод:
РПЦ с

одной сторон избавилась от византийской зависимости, однако постепенно начинает попадать в зависимость от великокняжеской власти.
Слайд 20

4.Особенности русской культуры в XIV- начала XVI вв.. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ

4.Особенности русской культуры в XIV- начала XVI вв..

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ И ТЕМА:
После

победы на Куликовом поле – единство Русской земли
Борьба с ордынским владычеством
Возрождение единой русской культуры;
Центр политической и культурной жизни переместился в Москву;
Лучшие достижения, имевшиеся в отдельных русских землях;
Освобождение от византийского влияния;
ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОРДЫНСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА НАЛАЖИВАЮТСЯ КУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ В ОСОБЕННОСТИ С ИТАЛИЕЙ;
Слайд 21

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Былинный эпос: Князь Владимир Красное Солнышко Купец

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Былинный эпос:
Князь Владимир Красное Солнышко
Купец Василий Буслаевич и богатый

гость Садко (новгородские былины)
Исторические песни:
Авдотья Рязаночка
О Щелкане Дудентьевиче
Об Иване Грозном и взятие Казани
О Ермаке
Слайд 22

Ведущие темы в литературе XIV-XV вв. Одержанная победа на Куликовом

Ведущие темы в литературе XIV-XV вв.

Одержанная победа на Куликовом поле явилась

громадным стимулом к творческому подъему в стране
Слайд 23

Борьба против иноземных захватчиков «Повесть о разорении Рязани Батыем» О семье княжеской; Герое-богатыре Евпатии Коловрате

Борьба против иноземных захватчиков

«Повесть о разорении Рязани Батыем»
О семье княжеской;
Герое-богатыре Евпатии

Коловрате
Слайд 24

Слайд 25

Необходимость государственного объединения – тема литературных произведений «Сказание о Мамаевом

Необходимость государственного объединения – тема литературных произведений

«Сказание о Мамаевом побоище» -

наполнено множеством легендарных подробностей, идеологически ориентировано на утверждение московского князя с церковью.
«Сказание о невидимом граде Китеже» - город вместе со своими жителями, не сдавшимися врагу, ушел на дно озера и стал невидимым, что является подлинным символом непокоренного русского народа.
Слайд 26

Хождения: Афанасий Никитин, купец из Твери «Хождение за три моря»

Хождения:

Афанасий Никитин, купец из Твери «Хождение за три моря» - рассказал

о своем путешествии в далекие страны Персию, Индию, Турцию. Произведение насыщено наблюдениями в сфере политики, экономики и культуры этих стран.
Слайд 27

Летопись В XVI веке возрождается общерусское летописание: Троицкая летопись Московская летопись 1479 г.

Летопись

В XVI веке возрождается общерусское летописание:
Троицкая летопись
Московская летопись 1479 г.

Слайд 28

Архитектура:

Архитектура:

Слайд 29

Масштабное строительство осуществлялось в Москве: В 1367 году, при великом

Масштабное строительство осуществлялось в Москве:

В 1367 году, при великом князе Дмитрии

Донском, деревянные стены Кремля* заменяются стенами и башнями из местного белого камня (по данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма). С этого периода в летописях часто встречается название — «Москва белокаменная».
Во второй половине XV века, при Иване III Великом, Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Аристотель Фиораванти, Пьетро Антонио Солари. В качестве основного материала для строительства был выбран обожженный кирпич. По замыслу зодчих центром кремля стала Соборная площадь с расположенными на ней Успенским собором (1475—79), Благовещенским собором (1484—89), Грановитой палатой (1487—91), Архангельским собором (1505—08) и колокольней Иван Великий. В отличие от главных построек Кремля, Благовещенский собор и церковь Ризоположения (1484—86), построенные русскими мастерами, гораздо более связаны со старыми русскими традициями.

* До XIV века Кремль назывался «детинец»

Слайд 30

Успенский собор 1475-79 гг. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством

Успенский собор 1475-79 гг.

Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского

зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.
Слайд 31

Благовещенский собор (1484 -1489) Собор был построен в 1489 году

Благовещенский собор (1484 -1489)

Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами

на белокаменном конца XIV — начала XV веков (оставшегося от старого собора) и изначально был трёхкупольным.
Слайд 32

Грановитая палата (1487-1491) Грановитая палата — памятник архитектуры в Московском

Грановитая палата (1487-1491)

Грановитая палата — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно

из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 — 1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
Слайд 33

Архангельский собор (1505-1508) Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг.

Архангельский собор (1505-1508)

Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством

итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века
Слайд 34

Колокольня «Иван Великий» церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля

Колокольня «Иван Великий»

церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля

Слайд 35

Русская живопись в XIV-XV вв. Преобладала иконопись. Т.к. возводились деревянные

Русская живопись в XIV-XV вв.

Преобладала иконопись. Т.к. возводились деревянные храмы, не

приспособленные к стенной росписи.
Фресковая живопись. В XIV в. искусство совершенствуется – фрески получают новые черты: композиция, пространственный охват, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения.
Слайд 36

Слайд 37

Творчество Феофана Грека Росписи в новгородской церкви Спаса Преображения на Ильиной улице

Творчество Феофана Грека

Росписи в новгородской церкви Спаса Преображения на Ильиной улице

Слайд 38

Творчество Феофана Грека Преображение 1408 Успение 1392

Творчество Феофана Грека

Преображение 1408

Успение 1392

Слайд 39

Андрей Рублев (около 1360 – 1428 гг.) Возвышенная одухотворенность образов. Его работы отличаются совершенством художественной формы.

Андрей Рублев (около 1360 – 1428 гг.)

Возвышенная одухотворенность образов. Его работы

отличаются совершенством художественной формы.
Слайд 40

Страшный суд Эта фреска сохранилась во Владимире. Если традиционные изображения

Страшный суд

Эта фреска сохранилась во
Владимире. Если традиционные
изображения этого сюжета
Отмечаются суровостью,

то у
Рублева, изображение полно
человечности
Слайд 41

«Троица» (ок. 1412 г.) В этой иконе выражена гуманистическая Идея

«Троица» (ок. 1412 г.)

В этой иконе выражена гуманистическая
Идея согласия

и человеколюбия. Художник
выразил обобщенный идеал нравственного
совершенства и чистоты.

Великое искусство иконописца
Оказало воздействие на всю
Русскую культуру в целом. Благодаря
творчеству Андрея Рублева XV век
На Руси золотой век русской живописи.

Слайд 42

Дионисий Дионисий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца

Дионисий

Дионисий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV

— начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.

«Сошествие во ад» 1495—1504 гг.

Слайд 43

Быт Города: Опорные военные пункты – в основном земляные или

Быт

Города:
Опорные военные пункты – в основном земляные или деревянные укрепления;
Административные здания
Приказная

изба
Двор воеводы
Пушечный амбар
Государева житница
За городом – тюрьма;
Посад – торгово-ремесленное население. Илицы по именам церквей или по занятиям;
Слайд 44

В XV – XVI вв. стало резче проявляться имущественное расслоение

В XV – XVI вв. стало резче проявляться имущественное расслоение людей,

но основы жизни еще были общие.
Общие праздники
Говорили на одном языке
Носили сходную по фасону одежду
Слайд 45

Личности: Нил Сорский – Иосиф Волоцкий - Феофан Грек -

Личности:

Нил Сорский –
Иосиф Волоцкий -
Феофан Грек -
Дионисий –
Андрей

Рублев -
Аристотель Фиораванти –
Алевиз Новый –
Митрополит Иона –
Филофей –
Афанасий Никитин -
Имя файла: Централизация-и-культура-России-в-Удельный-период.pptx
Количество просмотров: 78
Количество скачиваний: 0