Слайд 2
Есть вещи, которые ни с чем невозможно сопоставить или сравнить. Это
Родина, Отечество, сыновняя верность, преданность той земле, где ты родился и осмыслил сам себя, тому народу, который вскормил и взрастил тебя, тем радостям и горестям, которые сопровождают тебя от рождения до могилы.
Слайд 3
Ф.И.О. : Мищенко Марина Владимировна
Должность: учитель
русского языка и
литературы
Место работы:
МБОУ Хлебодарная
СОШ №18
Целинского района
Ростовской области
Презентацию подготовила:
Слайд 4
На территории Ростовской области, точнее, в Целинском районе, с 20-х годов
прошлого века проживает уникальный по своим духовным убеждениям и культурным традициям народ –духоборцы. Хотелось бы рассказать о том, кто они такие, чем интересна их история. Каждый из нас должен помнить и знать свои корни, истоки, историю своей малой родины, как и любой цивилизованный человек.
Слайд 5
Духоборцы…
Кто они?
Откуда появились, каковы особенности их веры?
Многое и доныне
остаётся загадкой…
Слайд 6
Мы считаем очень важным сохранить то прекрасное, доброе, светлое, что несет
в себе духоборческая культура, сделать доступным нынешнему поколению почти забытый пласт истории.
Данная разработка не несет своей целью навязывание кому-либо каких-либо религиозных убеждений – каждый человек вправе сам выбирать свою веру. Просто, мы, потомки, живущие на исконной земле духоборцев, не хотим стать «Иванами, не помнящими родства»!
Слайд 7
Известно, что первые упоминания о духоборцах появились еще в 3-м веке.
Но широкую известность они получили в 16 веке.
Духоборец – значит «борец духом», «борец за духовное начало».
Слайд 8
В основе духоборчества лежит протест против насилия над человеком, признание равенства
и братства всех людей. Духоборцы проводили в жизнь общинное устройство, отрицали государственную власть, - армию и полицию, отрицали всякое убийство, поэтому отказывались подчиняться законам, служить в армии и полиции.
Слайд 9
Слайд 10
Как видим, официальную церковь, ее духовенство, иконы, церковные обряды духоборцы не
признавали, потому что веровали в то, что Бог в самом человеке, в душе каждого человека и проявляется в любви к другому человеку, ко всем людям.
В одном из их псалмов так и говорится: «Ведь люди все - братья, дай руку мне, брат!»
Слайд 11
Жили духоборцы общинно, сообща обрабатывали землю, растили табуны лошадей, скота.
Доходы от общинного хозяйства делили в соответствии с вложенным трудом, выделяли на помощь одиноким, немощным. Много гонений и бед довелось хлебнуть этим мирным людям, много слёз пролить…
Нет числа горю и утратам.
Но они не падали духом.
Слайд 12
Слайд 13
Постоянное недовольство русского православного духовенства духоборцами, отрицающими Церковь, привело к гонениям
на них со стороны царских властей. Вера духоборцев запрещала им решать проблемы с оружием в руках, поэтому они отказывались от военной службы.
Начались переселения духоборцев на юг - в Мариупольский уезд, лишения нелегкое освоение новых земель. К середине XIX века над духоборцами разразилась новая гроза. С воцарением Николая I вышло «высочайшее повеление всех принадлежащих к пагубной секте духоборцев переселить в Закавказские провинции».
Слайд 14
Петр Веригин, Петюшка, как ласково называли своего вождя духоборцы, обратился к
властям с просьбой переселить их в страну, где их не будут притеснять.
В результате, после длительных переговоров, в Канаде была выделена необжитая территория, куда в последствие переселились духоборцы.
Слайд 15
А после Октябрьской революции, установившей народную власть, духоборцы Закавказья получили возможность
возвратиться на землю своих предков - в Россию. По просьбе делегации от духоборчества, побывавшей в Москве, им было разрешено занимать пустующие земли Сальских степей, в границах будущего Целинского района Ростовской области.
Слайд 16
Это последнее, теперь уже добровольное переселение русских людей с духоборческой верой
совершилось в 1921-23 годах. На станции Целина с железнодорожных вагонов разгружали домашний скарб, лошадей, волов, нехитрую технику для обработки земли. Дальше, поставив на колеса брички, двигались своим ходом к отведенным на жительство местам, за тридцать-сорок километров северо-западнее железнодорожной станции.
Слайд 17
Селились теми же общинами, как жили в Закавказье. Села расположили в
две линии с севера на юг. Между ними не более 5 километров. Между селами каждой линии определили расстояние и того меньше, - по 3-4 километра. Дома в селах стояли на расстоянии 2 сажени, т.е. 32 метра.
Было основано 11 хуторов.
Вот так и живём мы…
Слайд 18
Несмотря на испытания, целинские духоборцы жили обычной размеренной, спокойной, трудовой жизнью,
заботами о детях, о ближних, растили на плодородной земле отменные хлеба, выращивали скотину, учили детей грамоте, новому мышлению в школе, радовались все улучшающейся жизни.
Слайд 19
Сейчас на территории нашего небольшого по размерам поселения проживают люди разных
национальностей и вероисповеданий: духоборцы, молокане, азербайджанцы, армяне, грузины, дагестанцы, турки-месхетинцы, украинцы, белорусы, чеченцы… Всех и не перечислить! И школа наша многонациональная.
И мы должны взять в каждой культуре самое лучшее: толерантность и трудолюбие, стремление к добру и справедливости, умение жить мирно и дружно!
Слайд 20
Дорожи своей малой Родиной, береги и храни её, никогда не забывай
о своей теплой и ласковой колыбели, из которой ты вылетел, помни, что, если бы не она, ты был бы ничто, перед тобой не открывалась бы дверь в огромный мир Родины, на просторах которой есть где показать свою силу, свой ум.
Слайд 21
Ссылки на
интернет-источники:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Духоборы
- - http://www.doukhobor.org/
- - http://www.duhobor.ru/
--http://dukhobors.narod.ru/
-http://www.perunica.ru/uploads/posts/2010-05/1274727602_dukh_05.jpg
-http://vmelitopole.ru/art-book1-4.php