Экономические идеи Средневековья презентация

Содержание

Слайд 2

Введение
«Салическая правда»
Экономическая мысль средневекового мусульманского мира
Ибн Хальдун
Экономические воззрения канонистов
Августин Блаженный
Фома Аквинский
Вывод
Использованная литература

План презентации

Слайд 3

С самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была достоянием светских

и церковных феодалов, которые как явно, так и неявно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.
Существенной особенностью экономической мысли средневековья является ее сугубо богословский характер. По данной причине средневековым экономическим доктринам прису­щи, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства.

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился в III—VIII вв. в ряде государств Востока и в V—XI вв. — в странах Европы.

Слайд 4

"Салическая правда" отстаивала позиции общины, устойчивость общинного землевладения, приоритет общинной собственности над частной.

Вместе с тем общинные принципы экономической жизни совмещались в ней с признанием рабства, колоната крупного землевладения и королевской власти как правомерных явлений.

«Салическая правда»
(VI в. н. э.)

Слайд 5

Спустя три столетия экономические вопросы средневекового поместья получили отражение в "Капитулярии о виллах"

(закон о поместьях) (нач. IXв), изданном при Карле Великом.
В этом документе закреплялась крепостная зависимость крестьян. Задача экономической политики сводилась к утверждению крепостничества.

Слайд 6

Основной труд – «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов,

живших с ними на земле»

Ибн-Хальдун

1332-1406 гг.

Слайд 7

осознанному отношению к труду;
борьбе с расточительством и жадностью;
пониманию несбыточности имущественного и

социального равенства.
Основным достижением мыслителя является дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации». Последняя, на его взгляд, к традиционным занятиям земледелия и скотоводства прибавила ремесло и торговлю.

Выдвинул концепцию "социальной физики", которая призывала к:

Слайд 8

Ибн-Хальдун считал, что успешное развитие всех отраслей экономики позволит многократно приумножить богатство народа,

сделать роскошь достоянием каждого человека. Чем ниже устанавливается размер налогов, тем более реален расцвет любого города, общества в целом.

Ибн–Хальдун

Слайд 9

Деньги Ибн-Хальдун признавал важным элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль

выполняли полноценные монеты из золота и серебра.
 Деньги отображают «количественное содержание человеческого труда во всем приобретаемом», и в них «основа приобретения накопления и сокровища».

Ибн–Хальдун

Слайд 10

Главные труды - "О граде Божием" и "Исповедь".
В конце IV- начале V вв.

заложил догматические безальтернативные принципы религиозно-этического подхода к экономическим проблемам.

Экономические воззрения канонистов: Августин Блаженный

Августин Блаженный
353-430 гг.

Слайд 11

Экономические воззрения Августина: а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение

человека в обществе, так как эти виды труда равноценны; б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами; в) "справедливая цена" есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Экономические воззрения канонистов: Августин Блаженный

Слайд 12

Основной труд – трактат «Сумма теологии», в нем дана морально-этическая характеристика экономических категорий.

Экономические

воззрения канонистов: Фома Аквинский

Фома Аквинский
1225-1274 гг.

Слайд 13

В своей работе “Сумма богословий” Фома Аквинский изложил экономические идеи канонического права:

деньги не могут порождать деньги;
необходимо сословное деление общества;
богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);
признание необходимости частной собственности.
«Справедливой ценой» Фома Аквинат считал:
- цену, которая сообразна издержкам;
- цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.

Экономические воззрения канонистов: Фома Аквинский

Слайд 14

Ранние канонисты - святой Августин

Поздние канонисты - Фома Аквинский

Разделение труда

Умственный и физические виды

труда равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе

Деление людей по профессиям и сословиям обусловлено божественным провидением и склонностями людей

Богатство

Труд людей создает богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро. Нетрудовое накопление последних («искусственного богатства») является грехом

Золото и серебро рассматриваются как источник приумножения частной собственности и «умеренного» богатства

Слайд 15

Ранние канонисты - святой Августин

Поздние канонисты - Фома Аквинский

Обмен

Обмен осуществляется по принципу пропорциональности

и является актом свободного волеизъявления людей.

Обмен как субъективный процесс не всегда обеспечивает равенство извлекаемой пользы, поскольку в результате этого акта случается, что вещь «поступает на пользу одному и в ущерб другому».

Справедливая цена

Ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу «справедливой цены».

Затратный принцип установления «справедливой цены» считается неточным, так как он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количества денег и нанести ущерб.

Слайд 16

Ранние канонисты - святой Августин

Поздние канонисты - Фома Аквинский

Деньги

Деньги являются искусственным изобретением людей

и необходимым для облегчения и ускорения меновых операций на рынке благодаря «внутренней ценности» монеты.

Ценность денег (монет) на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу содержащегося в них металла, а по усмотрению государства.

Торговая прибыль и ростовщический процент

Торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемые из торговых и ссудных операций, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как небогоугодные грешные явления.

Крупные доходы купцов и ростовщиков тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными и прочими издержками, а также риском, имеющем место в благопристойной деятельности.

Слайд 17

Экономические идеи средневековья в основном основывались на религии, которая осуждала торговую прибыль и

ростовщический процент, считая их результатом неправильного обмена и присвоения чужого труда, т.е. как грех.

Вывод

Имя файла: Экономические-идеи-Средневековья.pptx
Количество просмотров: 36
Количество скачиваний: 0