Слайд 2 Эпоха Просвещения в Англии характеризовалась развитием и распространением естественных наук, преобладанием материалистических тенденций
в философии, умеренной критикой религии и церкви. В отличии от Франции, где Просвещение предшествовало политической революции, здесь все было наоборот : вначале произошла революция, а затем наступила эпоха Просвещения. Она представлена такими персоналиями и школами, как Джон Локк, деизм, спиритуализм Дж. Беркли, скептицизм Д. Юма, философия шотландской школы.
Слайд 3Сенсуализм Джона Локка
(1624-1704 гг.)
Автор сенсуалистической теории познания, суть которой состоит в том, что
человеческие чувства объявляются источником истинного знания. "В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах". Человеческая память сравнивается с чистой доской, на которую в течении жизни наносятся письмена знаний. Никаких врожденных идей не существует. Опыт, из которого мы черпаем знания, бывает внешний и внутренний. Объект внешнего опыта - внешний мир, а объект внутреннего опыта - деятельность самой души.
Слайд 4 Идеи, получаемые в результате знания, Локк делит на простые и сложные. Простые идеи
получаются при помощи одного чувства и отличаются простотой и ясностью. К ним относятся, к примеру, идея тепла, света, черного и т.п. Простые идеи получаются пассивной деятельностью, называемой созерцанием. Сложные идеи получаются через сравнение, наблюдение, соединение простых идей. Локк различает три класса сложных вещей : модусы; субстанции; отношения.
Будучи человеком верующим, он пытался примирить веру в откровение и требования разума.
В вопросе об универсалиях стоял на позиции концептуализма. Познание делил на: интуитивное (познание самоочевидных истин); демонстративное (положения математики, этики, бытия Бога) и сенситивное (существование единичных вещей).
Политическая концепция Локка признает, что государство не полностью монополизирует право решать судьбу народа и допускает право народа восставать против власти, если она не выполняет своих обязанностей.
Слайд 5Деизм в философии английского Просвещения
Деизм есть характерная для Просвещения попытка компромисса между религией
и философией. Бог, сотворив мир, не принимает в его делах никакого участия. Деисты призывали к естественной философской религии в противовес вере в откровение. Главные представители: Дж.Толанд, И.Ньютон, А.Шефтсбери.
Слайд 6Джон Толанд (1670-1722)
Продолжил линию Локка в философии и представлял деизм с материалистической позиции.
Дал определение материи, близкое диалектическому материализму. Материя, существуя объективно, обладает атрибутами движения, пространства и времени. Деизм Толанда проявился в решении вопроса о том, создан ли мир Богом или существует вечно. Он допускает сотворенность материи, но в книге "Христианство без тайн" критикует религию за мистицизм и иррационализм.
Слайд 7Исаак Ньютон (1643-1727)
Более известен как математик и физик, создатель классической механики. Основной труд
"Математические начала натуральной философии". В нем с позиций материализма формулируются понятия и законы механики, подводится теоретическая основа под опытные данные. Механика Ньютона - это образец теории, полученной путем дедуктивного вывода. Он противопоставлял естественно - научное знание натурфилософским спекуляциям и в этих целях предложил структуру научного метода : законы и понятия устанавливаются через эмпирическую индукцию и служат фундаментом науки. Затем эти законы и принципы математически и символически выражаются и разворачиваются в научную систему через раскрытие исходных априорных допущений с помощью дедукции. Гипотеза как вероятностное знание допускается, но имеет второстепенное значение.
На основе механики Ньютона была создана новая картина мира, названная механистической. Деизм позиции Ньютона состоит в том, что у него материя не имеет самостоятельного источника развития, и, поэтому, нуждается в первотолчке, который дает Бог. Пространство и время отделяются от материи и объявляются самостоятельными сущностями.