Содержание
- 2. Артур Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ, один из первых представителей иррационализма. Шопенгауэр полагал, что сущность личности
- 3. Философия воли Шопенгауэра Особенность его учения – волюнтаризм. Воля – это начало любого бытия, она порождает
- 4. Жизнь человека Шопенгауэр рассматривает в категориях желания и удовлетворения. По своей природе желание – это страдание,
- 5. Пессимизм и иррационализм Шопенгауэра Согласно философии Шопенгауэра наш мир является не «лучшим из возможных миров» (как
- 7. Скачать презентацию
Слайд 2
Артур Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ, один из первых представителей иррационализма.
Артур Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ, один из первых представителей иррационализма.
Шопенгауэр полагал, что сущность личности составляет воля, которая независима от разума. Эта воля есть слепое хотение, которое неотделимо от телесного существа, а именно – человека. Она представляет собой проявление некой космической силы, мировой воли, составляющей истинное содержание всего сущего.
Слайд 3
Философия воли Шопенгауэра
Особенность его учения – волюнтаризм. Воля – это начало
Философия воли Шопенгауэра
Особенность его учения – волюнтаризм. Воля – это начало
любого бытия, она порождает явления, или «представления».
Интересы воли – это практические интересы, в удовлетворении этих интересов и состоит цель науки. Совершенным познанием выступает созерцание, которое свободно от интересов воли и не имеет отношения к практике. Областью созерцания является не наука, а различные виды искусства, опирающегося на интуицию.
Шопенгауэр сформулировал учение о свободе и необходимости. Воля, являясь «вещью в себе», свободна, в то время как мир явлений обусловлен необходимостью и подчиняется закону достаточного основания. Человек как одно из явлений тоже подчиняется закономерностям эмпирического мира.
Слайд 4
Жизнь человека Шопенгауэр рассматривает в категориях желания и удовлетворения. По своей
Жизнь человека Шопенгауэр рассматривает в категориях желания и удовлетворения. По своей
природе желание – это страдание, поскольку удовлетворение потребности приводит к пресыщению и скуке, возникает отчаяние. Счастье – это не блаженное состояние, а только избавление от страдания, но это избавление сопровождается новым страданием, скукой.
Страдание – это постоянная форма проявления жизни, человек может избавляться от страдания лишь в конкретном его выражении.
Таким образом, в мире господствует мировое зло, которое неискоренимо, счастье иллюзорно, а страдание неотвратимо, оно коренится в самой «воле к жизни». Поэтому для Шопенгауэра существующий мир – «наихудший из возможных».
Путь избавления от зла Шопенгауэр видит в аскетизме. Шопенгауэр был сторонником полицейского государства, применяющего насилие.
Слайд 5
Пессимизм и иррационализм Шопенгауэра
Согласно философии Шопенгауэра наш мир является не «лучшим
Пессимизм и иррационализм Шопенгауэра
Согласно философии Шопенгауэра наш мир является не «лучшим
из возможных миров» (как провозглашает теодицея Лейбница), а «худшим из возможных». Человеческая жизнь не имеет ценности: сумма вызываемых ею страданий гораздо значительнее, чем доставляемые ею наслаждения. Шопенгауэр противопоставляет оптимизму самый решительный пессимизм – и это полностью соответствовало его личному душевному складу. Воля иррациональна, слепа и инстинктивна, ибо при развитии органических форм свет мысли загорается впервые лишь на высшей и конечной ступени развития воли – в человеческом мозгу, носителе сознания. Но с пробуждением сознания появляется и средство «преодолеть бессмыслие» воли. Придя к пессимистическому выводу, что непрерывная, иррациональная воля к жизни вызывает невыносимое состояние преобладающего страдания, интеллект вместе с тем убеждается, что избавление от него может быть достигнуто (по буддийскому образцу) путем бегства от жизни, отрицания воли к жизни. Однако Шопенгауэр подчёркивает, что это отрицание, «квиетизм воли», сравнимый с переходом в буддийскую нирвану, в свободную от страданий тишину небытия, никоим образом не должно отождествляться с самоубийством
- Предыдущая
Загрязнение атмосферыСледующая -
Образование Древнерусского государства