Философия Средневековья (V-XV в.в.) презентация

Содержание

Слайд 2

1. Основные периоды развития философии Средневековья 2. Онтологическая проблематика 3.

1. Основные периоды развития философии Средневековья
2. Онтологическая проблематика
3. Учение о

познании
4. Антропология и этика
5. Средневековая философия истории
6. Основные принципы средневековой философии
Слайд 3

1. Основные периоды развития средневековой философии В основе средневековой философии

1. Основные периоды развития средневековой философии

В основе средневековой философии – религиозные

идеи христианства.
1. Период патристики (от лат. pater – отец)– учения отцов церкви (IV- V в. -VIII в.).
Отцы церкви, опираясь на тексты Библии, разрабатывали основные положения христианской философии.
Основные представители: Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Августин Блаженный.
Слайд 4

Августин Блаженный (354 г. - 430 г.)

Августин Блаженный (354 г. - 430 г.)


Слайд 5

2. Период схоластики (IX-XV в.в.) а) Схоластика (греч. σχολαστικός —

2. Период схоластики (IX-XV в.в.)
а) Схоластика (греч. σχολαστικός — учёный, лат.

Scholia — «школа») – «школьная философия».
Слайд 6

б) Схоластика – бесконечные споры, отвлеченные от жизни. Если Бог

б) Схоластика – бесконечные споры, отвлеченные от жизни.
Если Бог всемогущ, может

ли Он создать камень, который сам не сможет поднять?
в) Схоластика – особый период в развитии средневековой философии, важнейшими задачами которого являются: прояснение высказываний христианских авторитетов и согласование между собой противоречащих друг другу утверждений.
Основные представители: Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Уильям Оккам, Дунс Скотт
Слайд 7

Слайд 8

Фома Аквинский (ок. 1225-1274)

Фома Аквинский (ок. 1225-1274)

Слайд 9

2. Онтологическая проблематика 1. Вопрос о первоначале и устройстве мира

2. Онтологическая проблематика

1. Вопрос о первоначале и устройстве мира
Бог – сверхъестественное

(надприродное) начало. Божественное бытие противопоставляется земному миру (идея двумирности).
Бог – творец всего существующего. Творение мира Богом носит непрерывный характер.
Бог вечен, неизменен, ни от чего другого не зависит.
Бог – это совершенное, подлинное Бытие.
Слайд 10

Бог, создающий Вселенную с помощью циркуля. Миниатюра из французской Библии. 1220-1230 гг. Австрийская Национальная библиотека, Вена.

Бог, создающий Вселенную с помощью циркуля. Миниатюра из французской Библии. 1220-1230

гг. Австрийская Национальная библиотека, Вена.
Слайд 11

2. Проблема происхождения зла в мире: Откуда зло в мире?

2. Проблема происхождения зла в мире:
Откуда зло в мире? От Бога

как творца всего существующего?
Теодицея («богооправдание» - от греч. θεός, «бог, божество», δίκη, «право, справедливость») – снятие ответственности за происхождение зла в мире с Бога. Бог – высшее Добро. Мир в целом благ, т.к. создан благим Богом.
Зло – не самостоятельное начало мира, это недостаток добра. Зло – результат свободного выбора человека.
Зло включается Богом в мировой порядок, наихудшее используется Богом наилучшим образом.
3. Доказательства бытия Бога
Слайд 12

3. Учение о познании 1. Цель познания – не получение

3. Учение о познании

1. Цель познания – не получение истинного

знания об объективном мире, но самосовершенствование, спасение души через приближение к идеалу.
2. Познание – это богопознание и богоуподобление.
3. Истина открыта в Священном Писании. Основной метод познания – толкование текстов.
4. Особое место в гносеологии занимает вопрос о соотношении веры и разума (рационального знания).
Слайд 13

Основные подходы к решению вопроса о соотношении веры и разума:

Основные подходы к решению вопроса о соотношении веры и разума:
1. Фидеизм

(от лат. fidēs — вера): «Нет нужды мне понимать, чтобы верить, но я верю, чтобы понимать» (Ансельм Кентерберийский).
2. Рационализм (от лат. ratio — разум): «Понимаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр).
3. Синтетический подход: «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы мог разуметь» (Августин Блаженный), теория двух истин (Фома Аквинский): истины философии и истины теологии.
Слайд 14

4. Антропологические и этические взгляды средневековых философов 1. Человек –

4. Антропологические и этические взгляды средневековых философов

1. Человек – творение Бога.

Признание равенства всех людей.
2. Человек сотворен по «образу и подобию Бога».
3. Человек – единство тела, души и духа (триадичная модель человека).
4. Человек – единство добродетелей и пороков.
5. Цель человеческой жизни – счастье. Счастье достижимо через познание Бога, через любовь к Богу, через нравственное самосовершенствование.
6. Важнейшая ценность – любовь (крайняя любовь к себе противопоставляется любви к Богу).
Слайд 15

Августин «На что похожа любовь? У неё есть руки, чтобы

Августин

«На что похожа любовь? У неё есть руки, чтобы помогать другим,

у неё есть ноги, чтобы спешить на помощь к бедным и нуждающимся, у неё есть глаза, чтобы видеть горе и нужду, у неё есть уши, чтобы слышать людские вздохи и жалобы, — вот на что похожа любовь»
Слайд 16

5. Средневековая философия истории 1. История – осуществление людьми заранее

5. Средневековая философия истории

1. История – осуществление людьми заранее предусмотренного Богом

плана.
2. Линейное представление о времени.
3.Человеческая история конечна (эсхатологичность).
4. Конечная цель истории – движение к царству Божьему.
5. История – это духовный прогресс.
6. Общество – единство «Града Земного» и «Града Небесного» (Августин)
Имя файла: Философия-Средневековья-(V-XV-в.в.).pptx
Количество просмотров: 37
Количество скачиваний: 0