Религия, как форма духовной культуры презентация

Содержание

Слайд 2

В религиоведении разработан ряд концепций религии: теологические (конфессиональные), философские, социологические,

В религиоведении разработан ряд концепций религии:
теологические (конфессиональные), философские, социологические, биологические, психологические,

этнологические и др., различа- ющиеся по главному объяснительному принципу.

Теологическая концепция: постулирование сверхъестественного источника религии - Бога, абсолюта, «трансцендентного», мирового духа.

Религия - это "переживание святого", ее предметом является нуминозное (лат. numen - божественная воля, власть, сила божества) сила, исходящая от Божества. Встреча с Богом, происходит в жизни каждого человека. И религиозный опыт человека есть опыт универсальный всечеловеческий. Разница лишь в том, к какому результату приводит эта встреча, осознает ли ее человек или проходит мимо
Философия, в отличии от теологии, не довольствуется принятием на веру, а все ставит под сомнение. В рамках философии религии существует деизм (от лат. deus — бог) — истолковывающий Бога как высший Разум, с бытием которого связано устройство Вселенной, а также пантеизм (Бог во всем) — растворяющий Бога в природе и культуре.

Слайд 3

Фрейд устанавливает связь между религией и бессознательными субъективными впечатлениями, желаниями


Фрейд устанавливает связь между религией и бессознательными субъективными впечатлениями, желаниями личности.

Подавление мощных природных стремлений социальными нормами, по мнению Фрейда, и порождает религию.  Религия есть «коллективный невроз человечества».

Современные трактовки исходят из понимания религии как формы мировоззрения и выводят специфику из этимологии : religare — воссоединять, в смысле восстановления разорванной связи между человеком и Богом…) — система миропредставления, основанная на том, что человек ощущает некую связь со всем бытием, имеющим системность и организованность.

К. Маркс и Ф. Энгельс: религия как социальное явление имеет историческую природу, она является порождением не вечных, а преходящих социальных условий. Религия формируется как ответ на ситуацию несвободы человека и потребности в преодолении господствующих над ним сил.

Слайд 4

В структуре религии принято выделять религиозное сознание религиозные действия религиозные


В структуре религии принято выделять
религиозное сознание
религиозные действия

религиозные организации

В основе рел. сознания лежит вера в сверхъестественное, которая включает в себя веру в сверх. существа, веру в сверх. связи (магия , тотемизм), веру в сверх. свойства реальных объектов (фетишизм).

Предметом религиозной веры является сверхъественное.
1. это слепая, бездоказательная вера в реальное сущ-е сверхъестественного.
2. это прежде всего религиозные переживания, религиозные чувства
3. Убеждение в существовании особых двухсторонних отношений между чел-ком и объектом веры

Слайд 5

МИФ И РЕЛИГИЯ Миф – это универсальная, единственная на определенном

МИФ И РЕЛИГИЯ

Миф – это универсальная, единственная на определенном этапе форма

общественного сознания.
Носителем мифологического сознания является общество в целом.
Миф существует тогда, когда индивиды не отделяют себя друг от друга, а поведение регулируется непосредственно через запреты.
Мир в мифе един и неделим. Все материальное тождественно идеальному, телесное – духовному, живое – неживому.
Мифологические боги не знают морали, к ним неприложимы этические оценки. Боги не имеют своего лица, характера, лишены личностных качеств.

Религия появляется вместе с искусством, политическим сознанием, с выделением умственного труда в самостоятельную специализированную деятельность.
Религия предполагает образования специальных профессиональных групп священнослужителей (жрецов),
Религия действует наряду с политико-правовыми регуляторами. Она вырастает в специальный социальный институт.
религия расщепляет, удваивает мир на мир священный (сакральный) и мирской (профанный),естественный и  сверхъестественный (чудесный).
Бог религий антропоморфен. В то же время он священен, ибо является носителем высших этических принципов.

Слайд 6

ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ФЕТИШИЗМ (от португ. feitigo - амулет, магическая вещь)

ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ

ФЕТИШИЗМ (от португ. feitigo - амулет, магическая вещь) —

поклонение материальным предметам, которым приписываются не присущие им свойства (способность исцелять предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Объектом поклонения — фетишем — мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: необычный камень, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие.
ТОТЕМИЗМ (от слова «ототеман», на языке североамериканских индейцев— род его)— комплекс верований и обрядов первобытных народов, связанный с представлениями о родстве между группами людей (семей, родов, племен) и каким-то животным, реже — растением или даже предметом. Тотем считался родственником (отцом, старшим братом) или другом, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности.
Слайд 7

ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ Одушевленность еще не осознавалась как нечто специфически человеческое,

ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ

Одушевленность еще не осознавалась как нечто специфически человеческое, духовная жизнь

отождествлялась с деятельностью всего организма или с его отдельными функциями. Душа понимается столь же обыденно и материально как и прочие органы человеческого тела. Чаще всего душа отождествляется с кровью или диафрагмой, тенью или птицей.
АНИМАТИЗМ (лат. animatus — одушевленный) — вера в существование безличной силы, распространенной повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей. Она известна под разными именами: у меланезийцев - мана, у ирокезов — оренда, у алгонкинов — маниту, у жителей Западного Судана — ньяма, у пигмеев — мегбе и т.д. 
АНИМИЗМ- - представление о существовании духовных (нематериальных) сущностей и существ и вера в возможность общения человека с ними. Возникновение анимизма относится к эпохе первобытнообщинного строя.

МАГИЯ представляет собой совокупность фантастических, иллюзорных представлений и колдовских действий, с помощью которых первобытные люди пытаются добиться практических результатов (удачной охоты, рыбной ловли, победы над врагами-иноплеменниками и т. п.) Магические операции в большинстве своем связаны с представлением о некой безликой, невидимой и недифференцированной силе, разлитой в мире.

Слайд 8

1.Закон подобия Подобное производит подобное. Любое действие можно вызвать путем

1.Закон подобия
Подобное производит подобное. Любое действие можно вызвать путем простого подражания


2. Закон соприкосновения
Вещи, которые хотя бы один раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии, приобретают общую судьбу.
3. Закон причинно-временной смежности
Временная последовательность подменяет причинность, «после этого, значит вследствие этого»
4.Закон алгоритма
Основным условием для достижения желаемого результата является строгое и неукоснительное соблюдение определенных магических обрядов и правил
Жрецы - высококвалифицированные исполнители данных ритуальных норм,
жрецом может стать всякий, кто хорошо знает и умеет выполнять необходимые ритуальные действия.

ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ: ЗАКОНЫ МАГИИ

Слайд 9

РОДОПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ Родоплеменные верования и культы — совокупность религиозных представлений

РОДОПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ

Родоплеменные верования и культы — совокупность религиозных представлений и обрядов, сложившихся

в условиях архаического общества, родоплеменной организации общинной жизни.
Ядром являются первобытные верования: фетишизм, тотемизм, анимизм, магия. Объектом религиозного почитания была природа. Культ предков, вождей, обряды инициации и др.
С усложнением общественных отношений меняется и объект поклонения: матриархат сменяется патриархатом, и женские духи уступают место мужским.
Постепенное превращение духов в богов привело к политеизму, почитанию множества богов, лишь один из которых является покровителем данного племени.
Постепенно создается особое, духовно высшее сословие служителей культа – жрецов, священников. Жрецы - люди, наделенные особыми священными полномочиями, приобщенные к божеству.
Первоначальный миф логически упорядочивается, складывается в систему, постепенно превращаясь в религиозную идеологию
Слайд 10

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ «Национальные» или национально-государственные религии складывались в период становления

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ
«Национальные» или национально-государственные религии складывались в период становления и развития

клас. общества.
Отражали процессы формирования народностей, а затем и наций.
Носителями являются в основном представители данного этноса:
детальная ритуализация обыденного поведения людей (вплоть до приема пищи, соблюдения гигиенич. правил, омовений и т. д.),
специфическая обрядность,
строгая система религ. предписаний и запретов, которые затрудняют общение с иноверцами
сложность вступления для непосвященных
Слайд 11

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЛИГИИ Национальные религии становятся основой этно-центризма, служат фактором изоляции

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЛИГИИ

Национальные религии становятся основой этно-центризма,
служат фактором изоляции и обособления

данного этноса от других,
используются для обоснования идеи нац. исключительности,
распространения националистических настроений, усиливает нац. рознь 
Из существующих религий к этому типу относятся
иудаизм, конфуцианство, сикхизм, синтоизм, индуизм
Имя файла: Религия,-как-форма-духовной-культуры.pptx
Количество просмотров: 105
Количество скачиваний: 0