Этика как раздел философского знания. Лекция 19 презентация

Содержание

Слайд 2

Соотношение понятий «этика», «мораль» и «нравственность».

Этимология:

«Этика» – от греч. ethos – «место

совместного проживания». С течением времени под ним стали понимать «нрав», «характер», «обычай».
В IV веке н.э. в лат. языке появляется термин «moralitas» (мораль) – аналог греч. термина «этика».
«Нравственность» – от рус. «нрав». Впервые попало в словарь рус. языка в XVIII веке.

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – разные слова, но один термин.
Со временем под этикой подразумевается соответствующая ветвь знания, под моралью – изучаемый ею предмет.
Мораль – принятая в данном конкретном обществе система норм и ценностей.
Нравственность –соблюдение человеком норм морали.

Слайд 3

Восток

Конфуций - сформулировал золотое правило нравственности: не делай другому того, чего не желаешь,

чтобы делали тебе.
«Правила благородного мужа»:
Сяо - почтение к старшим,
Ли - ритуал,
Жень - гуманность.

Слайд 4

Вопрос 1. Предмет этики и основные этапы развития этической мысли.
В особую дисциплину

этика выделена Аристотелем.
Этика:
изучает генезис, сущность, специфику морали;
раскрывает ее место и роль в жизни общества,
выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности,
критерии нравственного прогресса.

Слайд 5

Исторические этапы развития этики Античная этика

Начало этики – V в. до н.э. софисты
поставили

вопрос об относительности норм морали, о праве каждого понимать по-своему добродетель, счастье, смысл жизни.
Протагор: «Человек –мера всех вещей».
Пришли к отрицанию единой морали.

Слайд 6

Сократ

мерилом всех вещей является разум, дающий объективное знание.
в основе добродетелей лежит

знание.
«Не каждый человек мера всех вещей ,а только разумный».
Человек совершает зло по невежеству.
«Познай самого себя» - тогда только ты сможешь поступать морально.
Этический рационализм - соединяет счастье, добродетель и знание.
Первый моральный человек в истории(Гегель).

Слайд 7

Аристотель

этика – практическая философия;
ее цель – не знания, а поступки;
ее

задача – обосновать, как стать добродетельным.
Добродетель есть середина между двумя пороками.

Слайд 9

Средневековая этика

Формируется теологическая этика.
Моральные нормы – безусловны и абсолютны, враждебны земным ценностям.
Нравственный

идеал – образ человека-Христа.
Этические проблемы – это идеи спасения, искупления и возмездия.
Универсальный принцип морали – любовь к Богу – вызывает к жизни новую добродетель – милосердие.
Фома Аквинский (1225–1274):–показывает невозможность гармонии религии и морали; здесь нет равенства, мораль подчинена религии.

Слайд 10

Этика эпохи Возрождения
Базируется на принципах гуманизма.
Ключевая идея – естественность земных радостей и

чувственных наслаждений.
Лоренцо Валла (1407–1457), Пико делла Мирандола (1463 –1494):
Стремление к удовольствию есть требование природы, поэтому безнравственных наслаждений не существует.
Утверждается натуралистическая этика.
Наиболее радикальные идеологи гуманизма отрицали религиозную основу нравственных ценностей (Пьетро Помпнацци , 1462 – 1524)

Лоренца
Валла

Пико делла Мирандола

Пьетро Помпанацци

Слайд 11

Стремится осмыслить мораль как объективный закон и как субъективно-личностный феномен.
Формируется два направления в

понимании моральной природы человека:
Н. Макиавелли, Т. Гоббс –человеческая природа изначально испорчена;
Т. Мор, Ж.Ж. Руссо, К.Гельвеций – считали ее доброй.
И те, и другие единодушны в одном: человек – эгоистическое существо.
Для первых: эгоизм – выражение его естественной природы.
Вторые видели его причину в исторически сложившихся условиях, неразумной организации общества.

Этика Нового времени

Ф.Бэкон: цель этики:
выявление полезного и истинного в вещах;
создание адекватной технологии воспитания.
Р.Декарт: этика – высочайшая наука, венчающая философию, поэтому ее незыблемые правила не могут быть найдены раньше, чем будут найдены знания других наук
Т. Гоббс: мораль не мыслима вне общества и государства.
Б.Спиноза: существенной чертой человека является стремление к самосохранению, являющееся основанием добродетели человека.

Слайд 12

Критикует натуралистическую и теологическую этику, создает теорию автономной морали.

Этика Нового времени: И.Кант

(1724-1804)

В центре его этической концепции находится идея долженствования.
Долг не может быть выведен из личного опыта, т. к. эмпирический субъект всегда эгоистичен.
Долг не может быть определен коллективным опытом, т. к. общность людей всегда испытывает столкновение противоположных интересов.
Поэтому Кант рассматривает морально-должное как априорное свойство человеческого сознания.
Существует некий нравственный закон, обладающий самоочевидным свойством императивности.

Слайд 14

Кант

«Две вещи наполняют мою душу все большим благоговением и удивлением, чем больше я

думаю о них: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне».
Зло –это не агрессия, это распущенность.
Добро всегда усилие, ограничение эгоизма.
Поступок лишь тогда является нравственным, когда совершается из чувства долга.

Слайд 16

Этические учения XIX–XX вв.

В XIX в. выделяют два подхода
в трактовке этических проблем:
Мораль

рассматривается как социальное явление, порождаемое общественными отношениями (К.Маркс).
Мораль наделяется репрессивными функциями.
А.Шопенгауэр (1788–1860):
Мировая «воля к жизни» проявляется в человеке как ненасытные желания, что неминуемо ведет к страданию.
В такой ситуации возможны две линии поведения:
одни стремятся преодолеть страдание: они яростно вгрызаются в жизнь, надеясь удовлетворить свои желания, от чего их воля к жизни возрастает, но страдания возобновляются на новом витке;
в других людях рождается сострадание сначала к себе, затем к другим; в этом сострадании – основа нравственности.
Из сострадания выводятся два основных нравственных принципа:
1) справедливость, т.е. непричинение страдания при реализации какого-либо эгоистичного интереса;
2) человеколюбие, бескорыстная помощь в преодолении страдания.
По А.Шопенгауэру, нравственность – врожденное качество; религиозная (загробное воздаяние и наказание) и рационалистическая нравственность – псевдоморальные, они основаны на эгоизме.

Слайд 17

Этические учения XIX–XX вв.

В ХХ в. формируется
«прикладная» и «теоретическая» этика.
Э. Фромм

(1900–1980):«Этика есть гуманистическая наука об искусстве жить…».
Выделяет два типа этических систем:
авторитарную этику – авторитет определяет, в чем благо человека.
гуманистическую этику – человек сам и творец норм, и их исполнитель; это прикладная наука «искусства жить», основанная на теоретической «науке о человеке».

Слайд 18

Типология этических учений

В соответствии с пониманием источника морали выделяют:
религиозные концепции: мораль обусловлена трансцендентным

источником,
н-р, данным в откровении (Ав.Августин, Ф.Аквинский, рус. религ. философ. традиция);
натуралистические концепции: источником морали является или природа в целом (Г.Спенсер, П.Кропоткин, школа социобиологии), или природа человека в отдельности (Демокрит, Аристотель, К.Гельвеций, Э.Фромм);
социологические концепции: мораль – элемент общественной организации, социальной дисциплины (К.Маркс, М.Вебер, Э.Дюркгейм) или репрессии (Ф.Ницше, З.Фрейд).

В соответствии с пониманием морально-нравственного идеала выделяют:
гедонистические учения: высшей целью человека является удовольствие (киренаики);
утилитаристские, прагматистские учения: морально-ценным является то, что служит определенной цели (софисты, И.Бентам, Б.Франклин, марксизм);
перфекционистские учения: высшей ценностью является совершенство (Платон, Ав.Августин, В.Соловьев, Н.Бердяев);
«гуманистические» учения: высшей нравственной ценностью является человек (А.Шопенгауэр, Э.Фромм).

Слайд 19

Вопрос 2. Мораль как общественное явление: сущность, структура и функции.

Мораль – совокупность правил

поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливом и несправедливом.

Слайд 20

Структура морали

моральное сознание – регулятивные идеи, побуждающие к поступкам.

нравственная деятельность – поступки, в

той степени, в которой они порождены моральными мотивами.

нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе…).

Слайд 21

Понятийная структура морального сознания (МС)
Добро – понятие, обозначающее положительную моральную ценность (отождествляется с

сущностью морали).
Долг – понятие, выражающее императивность морали, ее повелительный характер.
Совесть – понятие, обозначающее внутреннее переживание личностью морального требования.
Честь – понятие, обозначающее нравственный статус личности как представительницы социальной группы (воинская, девичья, профессиональная …).
Достоинство – понятие для обозначения нравственной самоценности личности.
В структуру МС входят также моральные чувства
(любовь, сострадание, стыд и т.д.).
Они отличаются от неконтролируемых реакций психики тем,
что вменяются нам в обязанность,
выступают чувственной формой моральных понятий
(чувства долга, ответственности, собственного достоинства…).

Слайд 22

Иерархическая структура морального сознания
В структуре МС выделяют уровни,
отличающиеся по степени сложности

регулятивного
воздействия на поведение:
Норма (не убивай, не кради…) – элементарная форма нравственного требования, прямое указание по поводу поведения.
Нравственное качество, или добродетель (мужество, милосердие…) – требование к душевному складу личности, а не только к поведению.
Нравственный принцип (коллективизм, патриотизм, альтруизм…) – идея, цементирующая нормы и качества в специфическую целостность.
Нравственный идеал – стратегическая цель нравственного развития, выступающая как требование.
Высшие моральные ценности (добро, свобода, смысл жизни, счастье) – понятия, организующие моральную жизнь в целом; обобщенные мировоззренческие идеи, делающие моральное поведение возможным.

Слайд 23

Функции морали

Гуманизирующая

Регулятивная

Ценностно-ориентирующая

Воспитательная

Познавательная

Имя файла: Этика-как-раздел-философского-знания.-Лекция-19.pptx
Количество просмотров: 55
Количество скачиваний: 0