Философия французского Просвещения XVIII века презентация

Содержание

Слайд 2

Характерные особенности философии эпохи Просвещения.
Родоначальники просветительских учений.
Французский материализм XVIII века.
Этические и социально –

философские учения французских материалистов.

Слайд 3

Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII

в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию
1789 - 1794 гг.

Слайд 4

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ – ЭТО ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ, ОХВАТИВШЕЕ РЯД СТРАН ЗАПАДА XVII-XVIII ВВ., ПРИЧЕМ

В РАЗНЫХ СТРАНАХ ЭТОТ ПРОЦЕСС ПРОТЕКАЛ ПО-РАЗНОМУ.

Некоторые отличительные черты
Французского Просвещения:
четко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая до антитеологической и атеистической;
неразрывная связь философских систем с достижениями естествознания;
гуманистическая ориентация с доминированием проблем общества и государства;
социально-критическая направленность на изменение действительности в интересах прогресса и «улучшения гражданского общества».

Слайд 5

Три основных направления

деистическое
2. атеистическо-материалистическое
3. утопическо-социалистическое (коммунистическое)

Слайд 6

Деизм – направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины,

однако отвергали его какое-либо последующее влияние на окружающий мир и человека, т.е.,
не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);
отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.
К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Слайд 7

Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и

человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.
Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Слайд 8

Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII

в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789-1794 гг. и после ее завершения.
К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.
Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

Слайд 9

ДЕИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Вольтер Франсуа (1694 - 1778) - философ, писатель, публицист, один

из основоположников французского Просвещения, который:
выступал против религии, особенно католицизма (а в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите гадину!»);
считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;

Слайд 10

видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы

поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;
в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;
выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»);
вел переписку с рядом «просвещенных» монархов и давал практические рекомендации по обустройству государства .

Слайд 11

Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755)

- французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах и направлений), который:
выступал с позиций деизма – видел в Боге создателя, видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности;
отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих и подавление человеческой инициативы;
считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения;

Слайд 12

видел влияние климата и географии на устройство обществ (южные страны с жарким климатом

обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом – к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот);
читал, что до появления государства существовало «естественное состояние», где люди беспрепятственно проявляли свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти;
выдвинул идею «разделения властей» – разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную; выступал за верховенство закона.

Слайд 13

Жан Жак Руссо (1712-1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной

демократии. Он:
видел в Боге мировую волю и мировой разум;
считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;
считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
был убежден, что человек не в силах до конца познать мир ;
был сторонником эмпирического (опытного) познания;
Главной идеей его учения была проблема социального неравенства и его преодоления. По мнению Руссо, возникновение неравенства - это одновременно и прогресс и регресс в жизни общества. Источником неравенства является частная собственность. «От скольких бы преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: «…плоды земные принадлежат всем, а земля – никому!»

Слайд 14

Политическим идеалом для Руссо является прямая демократия, осуществляемая на основе общественного договора. Общественный

договор должен дать всем равные права и обязанности. Основным принципом заключения общественного договора между людьми должен быть принцип «разумного эгоизма» - человек должен ограничивать себя, ущемлять свое собственное «я»
во благо общества.
Руссо один из первых в истории философии обращает внимание на ведущую роль общества и социальной среды в формировании человеческой личности – все дети от рождения одинаково чисты и хороши.

Слайд 15

Этьенн Кондильяк (1715-1780) меньше уделял внимание проблемам общества и основные усилия приложил к

исследованию проблем познания.
Основополагающие идеи его философии:
мир познаваем;
человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств);
окружающий мир является источником всех знаний;
в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека);
самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует.

Слайд 16

Ш.Монтескье

Ф.Вольтер

Жан Жак Руссо

Э.Кондильяк

Слайд 17

АТЕИСТИЧЕСКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Жан Мелье (1664-1729) – священник по профессии, в процессе жизни

пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист:
не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);
не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;
считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции – материи, которая является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству –движению;
источником большинства знаний являются чувства;

Слайд 18

причиной социальных антагонизмов видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц,

желающих избавиться от физического труда;
выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности:
в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.
За социально-политические взгляды Ж. Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам

Слайд 19

Жюльен Ламетри (1709-1751) выступал с атеистически-материалистических позиций:
полностью отвергал идеализм и теологию;
считал окружающий мир

совокупностью различных проявлений единой субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;
душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;

Слайд 20

поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге;
выступал за полную познаваемость

мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;
был утилитаристом – считал, что смысл жизни человека - личное счастье;
считал частную собственность гарантией свободы человека;
идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».

Слайд 21

Как философ и врач Ламетри пришел к выводу, что духовная деятельность человека зависит

от его телесной организации. Прославился благодаря труду «Человек – машина», где человек рассматривается как самозаводящаяся машина, подобная часовому механизму. Ламетри впервые высказал мысль о естественном постепенном совершенствовании материи и животного царства (эволюции).
Ламетри не приемлет схоластическое изучение и преподавание медицины. Как профессиональный врач критикует случаи проявления шарлатанства со стороны врачей и призывает к серьезному отношению
к врачебному делу.

Слайд 22

Дени Дидро (1713 - 1784) - один из самых выдающихся французских философов-материалистов.
Философские

взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов:
признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи;

Слайд 23

движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи

приводит к движению);
отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи;
в основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;
идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.

Слайд 24

Сходные взгляды имели такие философы-просветители как
Гольбах (1723-1789) и Гельвеций (1715-1771).
Значение деятельности французских

философов атеистическо-материалистического направления для философии и общества в целом заключаются в том, что они:
четко выделили два ведущих философских направления - материализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»);
освободили философию от многих религиозных предрассудков;
дали более реалистическое определение субстанции-материя;

Слайд 25

выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму

себя;
обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);
обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи;
обосновали идеи социальной справедливости;
идеологически подготовили Великую французскую революцию.

Слайд 26

СОЦИАЛИСТИЧЕСКО-УТОПИЧЕСКОЕ (КОММУНИСТИЧЕСКОЕ) НАПРАВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Габриэль Мабли (1709-1785) – философ, историк, писатель (брат Кондильяка),

один из зачинателей социалистическо-утопического направления в философии Франции:
подвергал суровой критике философию Просвещения в целом (называл свое время «веком болтовни и парадоксов»);
отвергал и материализм, и деизм;
главным назначением философии считал распространение морали и нравственности; этой же цели должна быть подчинена сильная, поддерживаемая государством, широко распространенная религия;
был сторонником идеи дуализма Декарта, согласно которой человек совмещает в себе как материальное (телесное) начало, так и духовное, отсюда большое влияние на поступки и поведение людей, по Мабли, оказывают страсти, любовь к себе, стремление избежать неприятностей, тяга к удовольствиям;
считал, что сама природа человека заставляет его жить сообща с другими людьми - в обществе;

Слайд 27

видел в первобытнообщинном строе, где все было общим, а деятельность людей направлена на

обеспечение себя и соплеменников (а не на
обогащение), золотой век человечества;
причиной всех несчастий и противоречий в обществе явилось возникновение частной собственности и разделение людей на классы;
идеалом общества видел первобытнообщинный коммунизм, призывал возвратиться к обществу без частной собственности, без деления на классы, без оторванной от народа власти, где торжествовали бы равенство, справедливость, братство людей;
одновременно считал, что его идеалы неосуществимы на практике, частная собственность вечна и неуничтожима, классовое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости, а даже если и свергнет существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей, стремлению к наживе и т. д. не сумеет удержаться в рамках коммунизма.

Слайд 28

Франсуа Бабеф (1760-1797) считается первым коммунистом-теоретиком и практиком.
Его философские идеи:
подвергал жесткой критике

существующее общество и государство;
главным социальным злом видел возникновение частной собственности и разделение общества на противоположные классы - богатых и бедных;
считал лучшим и практически осуществимым общество, где нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает, где существует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами;
был убежден, что коммунистическое общество можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка.

Слайд 29

Клод Сен-Симон (1760-1825) продолжил традицию утопического социализма во Франции. В своих философских воззрениях

близко подошел к диалектическому пониманию мира (единство и борьба противоположностей):
в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все – политику, социальные отношения, мировоззрение) – экономический детерминизм;
выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим, от одной ступени – к другой (что было зачатком будущей теории общественно-экономических формаций К. Маркса);
целью философии видел создание лучшего, разумного общества;

Слайд 30

лучшее общество, по Сен-Симону, то, которое предоставляет его членам максимум возможностей для удовлетворения

потребностей;
в качестве лучшего Сен-Симон видел так называемое «промышленное общество», где пролетариат и буржуазия сольются в один класс – индустриальный;
оптимистически смотрел в будущее – человечество обречено (в силу неуклонного прогресса экономики) на построение идеального общества;
считал, что новое общество возникнет не революционным, а эволюционным путем - неуклонно развивающаяся экономика приведет к тому, что общество из классово-антагонистического постепенно преобразуется в ассоциативное;
выдвинул идею о замене существующей религии «новой религией», смыслом которой будет лозунг: «Человек человеку – брат».

Слайд 31

Франсуа Фурье (1772-1837) также принадлежал к числу социалистов-утопистов.
Составные положения его философии:
атеизм опасен,

так как лишает человека надежды на будущее; человек, история, общество развиваются по законам природы;
буржуазное общество имеет три основных вида противоречий - между личными интересами (магнатов, буржуа) и общественными (остальным народом), социально-экономические несбалансированные, дающее то избытки, то кризис производства), моральные (буржуазный брак и т. д.);
идеальное общество – «общество гармонии», которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, высоком уровне экономики, свободе, любви и нравов, уважении к Богу.

Слайд 32

Показателем духовного родства представителей французской философии 18 в. явилось участие многих из них

(Вольтер, Гельвеции, Гольбах, Монтескье, Руссо, Кондильяк, Буланже, Тюрго и других) в создании «Энциклопедии» или же «Толкового словаря науки, искусства и ремёсел», в котором с просвещенческих позиций излагалась оценка всех научных и
культурных достижений человечества со времён
его возникновения.
Во главе этой титанической работы стояли
Дени Дидро и Жан Д.Аламбер.
С 1751 по 1780 гг. во Франции вышло 35 томов «Энциклопедии». Она явилась первым в мировой практике всеобъемлющим собранием знаний, подобного которому до них не удавалось выполнить никому.

Слайд 33

Таким образом, коллективное творчество французских просветителей и философов - материалистов XVIII в. наложило

глубокий отпечаток на философскую, научную и общественно - политическую жизнь в Европе и далеко за её пределами. Они явились прямыми предвестниками радикальных преобразований в обществе, а их теории идеологически подготовили Великую французскую буржуазную революцию
1789-1794 гг.

Слайд 34

Вопросы?

Имя файла: Философия-французского-Просвещения-XVIII-века.pptx
Количество просмотров: 168
Количество скачиваний: 0