Слайд 2
![Причины Возрождения В ХIV-ХV вв. в Италии, и в других](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-1.jpg)
Причины Возрождения
В ХIV-ХV вв. в Италии, и в других странах Западной
Европы наступает эпоха Возрождения, постепенный выход из средневековья.
Слайд 3
![Причины Возрождения Католическая церковь теряла свой безусловный авторитет, в итоге](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-2.jpg)
Причины Возрождения
Католическая церковь теряла свой безусловный авторитет, в итоге реформаторского движения
возникает новая христианская конфессия - протестантизм, выражающая интересы зарождающейся буржуазии.
Слайд 4
![Все эти изменения способствовали развитию культуры, которая находит свое законченное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-3.jpg)
Все эти изменения способствовали развитию культуры, которая находит свое законченное выражение
в принципе гуманизма: в признании ценности каждого человека как личности, признании права каждого на свободу, счастье и развитие.
Утверждение принципа гуманизма является революционным мировоззренческим переворотом в европейской культуре.
Слайд 5
![Условно можно выделить три основных периода в развитии философии Возрождения:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-4.jpg)
Условно можно выделить три основных периода в развитии философии Возрождения:
I период
– середина XIV – середина XV вв.
II период – середина XV – середина XVI вв.
III период – середина XVI в. – начало XVII в.
Слайд 6
![Главный вопрос: каково место человека в мире? Место человека в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-5.jpg)
Главный вопрос: каково место человека в мире?
Место человека в мире,
его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей как: Ф. Петрарка, Д. Боккаччо, Г. Галилей, Джордано Бруно, Макиавелли, Т. Кампанелла, Т. Мор, Н. Кузанский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Э. Роттердамский, Мишель де Монтень и др.
Слайд 7
![Гуманизм Престиж эпохи Возрождения связан с понятием гуманизма. Итальянские гуманисты](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-6.jpg)
Гуманизм
Престиж эпохи Возрождения связан с понятием гуманизма.
Итальянские гуманисты слово "humanitas"
(человечность) заимствовали у древнеримского философа Цицерона (I в. до н. э).
Гуманизм – этическая жизненная позиция, утверждающая, что человек имеет право и обязанность определить смысл и сферу своей жизни.
Слайд 8
![Философское мышление гуманистов Возрождения Философское мышление этого периода можно охарактеризовать](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-7.jpg)
Философское мышление гуманистов Возрождения
Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.
Антропоцентризм (от греч. Antropos – человек и лат. сentrum – центр) – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель совершающихся в мире событий.
Слайд 9
![В центре внимания философской мысли находились следующие проблемы: - вопросы,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-8.jpg)
В центре внимания философской мысли находились следующие проблемы:
- вопросы, связанные с
устройством природы, ее структурой, с закономерностями ее развития, о космосе (натурфилософия);
- тема человека и его строения (единство души и тела), его общих качеств и места в мире (на первом месте Бог или человек);
- проблемы идеального государственного устройства общества.
Слайд 10
![Пико делла Мирандола (1463-1495)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-9.jpg)
Пико делла Мирандола (1463-1495)
Слайд 11
![«Человек – кузнец своего счастья». Каждый вид животного живет своей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-10.jpg)
«Человек – кузнец своего счастья».
Каждый вид животного живет своей жизнью,
иная жизнь для него невозможна. Человек же не обладает природой, которая бы сдерживала его, а значит, может творить себя в действии. Только ему дано право творить свою личность.
Специфика человека заключается именно в свободной воле, позволяющей ему превзойти ангелов и другие небесные создания.
Слайд 12
![Общественное устройство Для формирования совершенного человека необходимо и идеальное устройство](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-11.jpg)
Общественное устройство
Для формирования совершенного человека необходимо и идеальное устройство государственной власти,
общественной жизни людей.
В работах представителей эпохи Возрождения значительное место занимали проблемы государства, власти, управления.
Здесь, прежде всего, надо назвать такие произведения, как «Государь» Макиавелли, «Утопия» Т.Мора и «Город Солнца» Т.Кампанеллы.
Слайд 13
![Франческо Петрарка (1304-1374)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-12.jpg)
Франческо Петрарка (1304-1374)
Слайд 14
![Философия Петрарки По мнению Петрарки, философия должна исследовать жизнь, быть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-13.jpg)
Философия Петрарки
По мнению Петрарки, философия должна исследовать жизнь, быть школой жизни,
размышлять над ее проблемами.
Самая же главная цель философии - исследование человеческой души, внутреннего мира человека, что важнее познания окружающего мира – природы.
Петрарка, таким образом, заложил основы главного принципа восприятия окружающего мира – гуманистического антропоцентризма, отличавшегося от христианского.
Это отличие состояло в признании творческой роли человека, действующего по собственной воле и реализующего свое земное предназначение.
Конкретные требования к знанию включали у Петрарки интерес и к практическому овладению историей, моральной философией, грамматикой и риторикой.
Слайд 15
![Лоренцо Вала (1407-1457).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-14.jpg)
Лоренцо Вала (1407-1457).
Слайд 16
![Философия Валлы Критиковал монашество, аскетизм, как изжившие себя формы человеческого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-15.jpg)
Философия Валлы
Критиковал монашество, аскетизм, как изжившие себя формы человеческого существования, ограничивая
религию лишь рамками эмоционально-практической жизни человека.
Выступал сторонником этики «наслаждения» Эпикура, понимая ее не просто как чувственность, но как достойное человека, свободное существование, реализующее стремления, свойственные всем живым существам.
Слайд 17
![Мишель Монтень (1553-1592)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-16.jpg)
Мишель Монтень (1553-1592)
Слайд 18
![Философия Монтеня В работе “Опыты” отстаивает идею независимости, самостоятельности человеческой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-17.jpg)
Философия Монтеня
В работе “Опыты” отстаивает идею независимости, самостоятельности человеческой личности.
Резко осуждает низкие человеческие качества, мешающие проявлению свободного, самостоятельного мышления: подлость, подобострастие, лицемерный конформизм.
Человек не занимает привилегированного положения в мире природы и не имеет преимуществ перед другими существами, живущими на земле.
Смысл в наиболее полном включении человека в природу.
Согласие с природой означает умение жить «по-человечески».
Слайд 19
![Дезидерий - Эразм Роттердамский (1469-1536)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-18.jpg)
Дезидерий - Эразм Роттердамский (1469-1536)
Слайд 20
![Философия Эразма Не хотел мириться с фальшивой моралью церкви. Христианскую](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-19.jpg)
Философия Эразма
Не хотел мириться с фальшивой моралью церкви.
Христианскую веру Эразм
сравнивает с разумно обоснованным убеждением, а не со слепым чувством.
Осуждал нетерпимость церкви в лице ее священнослужителей, оправдание ими грабительских войн, сожжение еретиков.
Ему был так же чужд церковный аскетизм, отказ от земных благ, поэтому он настаивал на возврате к подлинной христианской морали.
Слайд 21
![Натурфилософия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-20.jpg)
Слайд 22
![Натурфилософия Возрождения. Развитие нового естествознания Идеи гуманистов с их верой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-21.jpg)
Натурфилософия Возрождения. Развитие нового естествознания
Идеи гуманистов с их верой в
неограниченные возможности человека познать себя и окружающий мир получили свое естественное продолжение в натурфилософии и новом естествознании.
Слайд 23
![НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ Николай Кузанский (Кребс) (1401-1464) : Мир земной –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-22.jpg)
НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Николай Кузанский (Кребс) (1401-1464) : Мир земной – Единое Царство
божие – является единым целым.
В Боге он видел универсальный объединяющий принцип.
Философ ясно выразил главную идею Возрождения – человек стоит выше всех остальных творений, являясь центральным звеном природы.
Слайд 24
![НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ Николай Коперник (1473-1543): в своём труде “Об обращении](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-23.jpg)
НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Николай Коперник (1473-1543): в своём труде “Об обращении небесных
сфер”опроверг геоцентрическую систему, господствовавшую более 1500 лет.
Открытие Н. Коперника свидетельствовало о том, что истолкование природы может быть дано без ссылок на философские и религиозные авторитеты.
Слайд 25
![НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ Философские идеи Николая Кузанского и Николая Коперника и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-24.jpg)
НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Философские идеи Николая Кузанского и Николая Коперника и идеалы итальянского
гуманизма оказали благотворное влияние на одного из выдающихся представителей пантеистической (пантеизм - отождествление Бога и природы, их слияние) философии Возрождения – Джордано Бруно (1548-1600).
Слайд 26
![НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ Джордано Бруно философски обосновал учение Коперника с позиций](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-25.jpg)
НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Джордано Бруно философски обосновал учение Коперника с позиций материализма, естественнонаучные
открытия эпохи Возрождения.
Развивал мысль о том, что Вселенная бесконечна и безгранична, едина и многообразна, вечна и неисчерпаема в своих проявлениях.
Познание является правильным в том случае, если оно основано на изучении природы.
Истинное знание может быть дано лишь наукой.
Бруно стремился устранить Бога, стоящего над миром, превратив его в жизненное начало самих вещей.
Слайд 27
![НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ Галилео Галилей (1546-1642): наглядно показал, что природные явления,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-26.jpg)
НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Галилео Галилей (1546-1642): наглядно показал, что природные явления, как бы
ни были сложны для понимания, могут быть постигнуты человеческим разумом, если применить для этого эксперимент и математику.
Т.о. он создал метод научного исследования, неотъемлемыми частями которого являются математика и опытная проверка сделанного открытия.
Слайд 28
![Метафизический Материализм Быстрый прогресс механико-математических наук оказал столь сильное влияние](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-27.jpg)
Метафизический Материализм
Быстрый прогресс механико-математических наук оказал столь сильное влияние на естествоиспытателей,
что многие из них стали считать открываемые этими науками законы всеобщими и универсальными.
Материалистическая философия обрела такие черты, как метафизичность и механистичность. Сложилась вторая форма материализма в исторической философии.
Слайд 29
![Метафизический Материализм Родоначальник метафизического материализма – английский философ Френсис Бэкон](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-28.jpg)
Метафизический Материализм
Родоначальник метафизического материализма – английский философ Френсис Бэкон (1561–1626).
В своем
произведении «Новый органон» он развил материалистическое понимание природы и философское обоснование индуктивного метода познания.
Материя – состоит из многих неподвижных форм или законов, являющихся источниками и причинами различных движущихся «натур» - простейших качеств – тяжести, тесноты, различных комбинаций этих «натур».
Слайд 30
![Николло Макиавелли (1469 – 1527): 1. Человек обладает изначально злой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-29.jpg)
Николло Макиавелли (1469 – 1527):
1. Человек обладает изначально злой природой (эгоист);
2.
Совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои интересы;
3. Для обуздания эгоизма человека создается особая организация — государство;
4. Правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных, использовать все средства для сохранения власти
Слайд 31
![Влияние реформации](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-30.jpg)
Слайд 32
![Мартин Лютер (1483—1546) - не только развил давние традиции критики](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-31.jpg)
Мартин Лютер (1483—1546) - не только развил давние традиции критики схоластики,
клира и церковного устройства во главе с Папой, но и нанес удар своими новыми идеями по главным устоям учения католической церкви.
Закончил Эрфуртский университет и долгое время состоял во францисканском монашеском ордене.
Он стал доктором богословия, глубоким знатоком Священного писания.
Слайд 33
![Влияние реформации на философию Возрождения Главное место в этом учении](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-32.jpg)
Влияние реформации на философию Возрождения
Главное место в этом учении Лютера принадлежит
концепции "трех только":
человек спасается только верой;
он обретает ее только через милость Божию, а не вследствие каких-либо личных заслуг;
авторитетом в делах веры является только и единственно Священное писание
Слайд 34
![Начало реформации В конце октября 1517 г. Лютер выступил с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-33.jpg)
Начало реформации
В конце октября 1517 г. Лютер выступил с 95 тезисами
против индульгенций - торговлей "отпущением грехов". Это стало началом Реформации. Слово и действия Лютера получили широкую поддержку во всех слоях немецкого общества, дали мощный стимул развитию антиримского оппозиционного движения.
Слайд 35
![Тезисы Лютера В своих тезисах Лютер опровергал католическую догму о](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-34.jpg)
Тезисы Лютера
В своих тезисах Лютер опровергал католическую догму о возможности спасения
души лишь при посредничестве клира и на основе установленного церковью обряда.
Он подчеркивал значение совести верующего, необходимость для его оправдания глубочайшего личного раскаяния в грехе. Только дойдя до полного смирения перед Божьей волей, человек может обрести спасающую помощь Божьего милосердия.
Лютер писал, что вздор проповедуют те, кто утверждает, будто как только грош зазвенит в ящике для монет продавца индульгенций, тотчас душа умершего, для спасения которой их покупали, уходит из чистилища в рай.
Слайд 36
![Полемика Экка и Лютера Важной вехой в истории Реформации стал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-35.jpg)
Полемика Экка и Лютера
Важной вехой в истории Реформации стал диспут в
Лейпциге между Экком и Лютером летом 1519 г.
Лютер в пух и прах разбил в полемике знаменитого и авторитетного богослова и подверг сомнению мнение церковных соборов по важным вопросам веры, что было революционным шагом.
Никогда и никто до Лютера не осмеливался открыто критиковать церковные соборы.
Слайд 37
![Главная идея Лютера Лютер призвал к разделению светской и духовной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-36.jpg)
Главная идея Лютера
Лютер призвал к разделению светской и духовной властей, как
и сферы действия светского права, которому он придавал первостепенное значение в обеспечении порядка, необходимого для христианской жизни, и права церковного.
Последняя идея пришлась по душе многим германским князьям, которые, желая избавиться от излишней власти епископов в своих владениях, с готовностью поддержали идеи Лютера. Так началась Реформация.
Слайд 38
![Томас Мюнцер Однако и реформация разделилась на множество учений, противоречащих](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-37.jpg)
Томас Мюнцер
Однако и реформация разделилась на множество учений, противоречащих друг другу.
Лидером
одного из них был простой священник Томас Мюнцер.
Мюнцер обвинял Лютера в сокрытии истинной причины народных возмущений. Главный корень бед — в господах, в князьях, которых не заботят нужды бедного человека.
Грабя и разоряя пахарей и ремесленников, они в то же время твердят: "Не укради!", а Лютер, "доктор Лжец", их благословляет.
Слайд 39
![Ульрих Цвингли В Швейцарии возник второй крупный центр европейской Реформации,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-38.jpg)
Ульрих Цвингли
В Швейцарии возник второй крупный центр европейской Реформации, где ведущую
роль играл цюрихский священник Ульрих Цвингли.
В отличие от Лютера Цвингли призывал к неповиновению властям, если их правление носит не евангелический, а тиранический характер.
Цвингли, вместе с его проповедями принял швейцарский город Берн, а верхушка его родного Цюриха изгнала его.
В 1531 г. движение Берна было подавлено, а сам Ульрих Цвингли был убит.
Слайд 40
![Жан Кальвин Реформационное движение возникло и во Франции. Одним из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-39.jpg)
Жан Кальвин
Реформационное движение возникло и во Франции. Одним из самых ярких
деятелей реформации стал Жан Кальвин.
Он довел до завершения многое из учений Лютера.
Кальвинизм противопоставил себя лютеранству, переосмыслив реформационные направления.
Если у Лютера Бог встречается с человеком в глубинах его существа и сообщает ему мистическое знание о себе, то, по Кальвину, Бог совершенно недоступен человеку и человек судит о нем не непосредственно, но по своему психическому состоянию и по состоянию своих дел.
Бог радикально освобождается от мира, но и мир предстает таким, как есть, – «расколдованным», без мистификаций. Во всяком случае, потенциально.
Слайд 41
![Кальвинизм Его идеи не нашли поддержки ни у короля, ни](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/196263/slide-40.jpg)
Кальвинизм
Его идеи не нашли поддержки ни у короля, ни у большинства
дворян, поэтому Кальвин вынужден был покинуть Францию. Однако его учение распространялось, и, вскоре, он был приглашён в швейцарский город Женеву, в котором были сильны средние слои населения, принимавшие протестантскую идею.
Именно в этом городе Жан Кальвин получил прозвище «Женевский Папа».
Кальвин отрицал гуманизм и античную литературу и говорил, что «изучения достойно только Святое Писание».