Введение в философию презентация

Содержание

Слайд 2

Предмет философии. Философские вопросы в жизни человека.
Философия как мировоззрение и как наука.
Структура и

функции философии.

План лекции

© Ирина Лысак

.

«Философия – это когда берешь нечто настолько простое, что об этом, кажется, не стоит и говорить, и приходишь к чему-то настолько парадоксальному, что в это просто невозможно поверить»
Бертран Рассел

«Цель философии – логическое прояснение мыслей»
Людвиг Витгенштейн

Слайд 3

Предмет философии

Пифагор
ок. 570–ок. 497 гг. до н.э.

Кто впервые употребил слово «философия»?

Пифагор (ок. 570–ок.

497 гг. до н.э.)?

Диоген Лаэртский: «Философию философией (любомудрием), а себя философом впервые стал называть Пифагор … мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней – «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости».

Философия (др.-греч. φιλοσοφία = φιλία (любовь, стремление, жажда) + σοφία (мудрость)

Этимологически «философия» – «любовь к мудрости», «любомудрие», «стремление к мудрости», а «философ» – «тот, кто любит мудрость».
Софи́сты (др.-греч. σοφιστής  – умелец, мудрец, знаток) – древнегреческие платные преподаватели красноречия.

© Ирина Лысак

Слайд 4

Представление о предмете философии менялось с течением времени

1. Античность:
ФИЛОСОФИЯ – это всё

теоретическое знание.
Знание: - обыденное,
- мифологическое
- философское

2. Новое время (XVII–XIX вв.):
ФИЛОСОФИЯ – наука об общем.

науки

философия – наука об общем

частные науки – имеющие конкретный предмет изучения (физика, биология, химия, …)

Синкретизм (греч. ςυγκρητισμός – соединение, объединение) – нерасчленённость различных видов чего-либо.

© Ирина Лысак

Слайд 5

Представление о предмете философии менялось с течением времени

Иммануил Кант (1724–1804):
философия – это

метафизика (греч. μετά τά φυσικά – то, что после физики) – учение о всеобщем в мышлении;
философия – это «завершение всей культуры человеческого разума».

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus – положительный) – XIX в.:
философия НЕ должна стремиться стать «царицей наук», сверхнаукой;
«метафизика» со своими глубинными поисками бытия, должна уступить место «новой» философии – философии физики, химии и др., опирающимся на факты, имеющими предметом исследования не область духа, а мир явлений, физический мир.

Иммануил Кант
1724–1804

© Ирина Лысак

Сальвадор Дали «Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека»

Слайд 6

Представление о предмете философии менялось с течением времени

XX век: – успехи наук колоссальны,

человек преобразил мир до неузнаваемости
НО есть ли в этом мире место ЧЕЛОВЕКУ?
– растет специализация наук,
у каждой – свой предмет и свои методы.
А есть ли в мире ЦЕЛОСТНОСТЬ?
Что может стать основой стабильности?

З. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ – всеобщее в системе отношений
человека и мира.
«субъект – объектные отношения»
отношения «человек – мир»

ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ
Обладает ли мир (и его отдельные части системной организацией)?
Существует ли в мире причинно-следственная связь?
Какова роль случайности в природных и социальных процессах?
Какова сущность пространства и времени?
Как и откуда возникает жизнь на Земле?
Возможно ли достичь истины?
Какова природа человеческого сознания?
Что является более фундаментальным – человеческое сознание или природа с ее нерушимыми законами?

© Ирина Лысак

Огюст Роден «Мыслитель»

Слайд 7

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов на мир в целом, на собственное место

в нем, а также обусловленные этими взглядами ценностные ориентации, убеждения, идеалы, принципы деятельности и познания.

Философия как мировоззрение

© Ирина Лысак

Слайд 8

Типы мировоззрения

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ

РЕЛИГИОЗНОЕ

ФИЛОСОФСКОЕ

единство рационального и эмоционального отражения действительности
антропоморфизм (греч. anthropos – человек и morphe

– вид, форма) – наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы
синкретизм (греч. synkretismos – соединение) объективного и субъективного миров
апелляция к прецеденту (лат. praecedentis – предшествующий), к случаю в объяснении устройства мироздания
преобладает эмоциональное отражение действительности;
основано на вере в сверхъестественное; в возможность человека достичь подлинно нравственных ценностей и обеспечить себе бессмертие;
признание абсолютного начала, называемого богом, от которого зависит все конечное и смертное, в том числе и человек

теоретически осмысленное, интеллектуальная (логическая, концептуальная) проработанность проблем
рациональность (лат. ratio – разум), стремление к обоснованности, доказательности
системность
осмысление всех проблем в контексте человеческого существования

ОБЫДЕННОЕ

включает в себя практические представления, необходимые человеку в его повседневной жизни
эклектично (греч. eklektikos – способный выбирать, выбирающий) – в нем смешиваются в некоторое единство философские, научные и религиозные идеи
не систематично и бездоказательно, многие идеи принимаются на веру

© Ирина Лысак

Слайд 9

Сильная мировоззренческая направленность: философия стремится построить целостную научную картину мира.
Предельная обобщенность информации: философия

формирует целостное знание о мире, которое не может дать никакая другая наука.
Философия не может быть полностью и однозначно отнесена к какому-либо одному виду научного знания – естественному, гуманитарному или общественному:
исследование форм бытия, пространства и времени сближает философию с естественными науками;
познание природы человека, сущности его психических процессов и функционирования сознания, его духовного мира позволяет считать ее наукой гуманитарной;
философское осмысление сущности общества, законов коллективного поведения, построение моделей общественного устройства могут быть отнесены к социальному знанию.
ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ КОМПЛЕКСНАЯ, ИНТЕГРАЛЬНАЯ НАУКА

Особенности философии как науки

© Ирина Лысак

Слайд 10

Основной вопрос философии

две стороны

онтологическая
(греч. on, ontos – сущее, logos – учение)

гносеологическая


(греч. gnosis – знание, logos – учение)

Что первично: материя или сознание?

Познаваем ли мир?

Вопрос о тождестве мышления и бытия

© Ирина Лысак

Слайд 11

© Ирина Лысак

Слайд 12

Структура философского знания

монизм (1)
дуализм (2) плюрализм
(3, 4, 5 …)

Классификация философских учений
по КОЛИЧЕСТВУ

первоначал

Классификация философских учений
по КАЧЕСТВУ первоначал

МАТЕРИАЛИЗМ

ИДЕАЛИЗМ

объективный идеализм

субъективный идеализм

© Ирина Лысак

Слайд 13

Материализм (лат. materialis – вещественный) – философское направление, которое исходит из того, что

мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи.
Идеализм (греч. idea – идея) – философское направление, исходящее из того, что идея, дух, сознание, мышление, психическое первично, а материя, природа, физическое вторично, производно.

Структура философского знания

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
Основополагающий принцип:
«мир есть инобытие абсолютной идеи, мирового разума».
Объективные идеалисты принимают за первичное некую идею вообще, безликий разум, который они называют «мировой волей», «абсолютной идеей».
Идеальное начало, мировой дух, говорят они, творит мир и всё бытие.
Представители:
Платон (427–347 г. до н.э.), Фома Аквинский (1225–1274), Готфрид Лейбниц (1646–1716), Георг Гегель (1770–1831), Фридрих Шеллинг (1775–1854)

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
Основополагающий принцип:
«мир существует лишь в сознании субъекта».
Субъективные идеалисты за первичное принимают сознание субъекта, мыслящего «Я», а затем уже из человеческого сознания выводят природу и на этом основании так или иначе отрицают объективное существование реального мира и объективный характер законов его развития. Исходя из этого они считали, что человек воспринимает не мир вещей и законы их изменения, а лишь свои собственные ощущения и идеи.
Представители:
Джордж Беркли (1685–1753), Дэвид Юм (1711–1776), Иоганн Фихте (1762–1814), Фридрих Ницше (1844–1900)

© Ирина Лысак

Слайд 14

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ КОГНИТИВИСТСКИХ ПОДХОДОВ
По ведущим средствам познания:
а)эмпиризм (греч. empiria – опыт) – только опыт,

эмпирические знания являются истинными и позволяют правильно познать мир;
б)сенсуализм (лат. sensus – чувство, ощущение) – в качестве ведущего средства познания рассматривающий чувства, ощущения;
в)рационализм (лат. ratio – разум) – лишь разум позволяет достоверно познать мир, постичь истину;
г)иррационализм (лат. irationalis – неразумный) – ведущее место в познании играют интуиция, вера, инстинкты, озарение и т.п.

Структура философского знания

ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР?

«ДА» – КОГНИТИВИЗМ
(лат. cognitio – знание, познание) – философские концепции, признающие познаваемость мира

«НЕТ» – АГНОСТИЦИЗМ
(греч. а – отрицательная приставка, gnosis – знание, agnostos – недоступный познанию)

© Ирина Лысак

Слайд 15

По способу познания:
а)диалектическая (греч. dialektike – искусство вести беседу) философия – мир находится

в постоянном изменении, развитии, а все его элементы, компоненты, процессы и явления взаимосвязаны между собою;
б)метафизическая (греч. meta ta physika – после физики) философия – рассматривает мир в статике, а его фрагменты как изолированные друг от друга;

Структура философского знания

в)феноменологическая (греч. phainomenon – являющееся) философия – раскрытие смысла предметов и постижения истины при помощи непосредственного восприятия идеальных достоверных сущностей (феноменов);
д)герменевтическая (греч. hermeneuo – разъясняю) философия – теория интерпретации мира, событий и явлений при помощи «пред-мнения», «пред-понимания», «вчувствования».

© Ирина Лысак

Слайд 16

Предметное деление философии

Философия

Онтология (греч. on, ontos – сущее,
logos – учение)

Гносеология (греч. gnosis – знание,
logos

– учение)

Аксиология (греч. axia – ценность,
logos – учение)

учение о бытии

учение о знании

учение о ценностях

© Ирина Лысак

Слайд 17

Основные разделы философии ОНТОЛОГИЯ

© Ирина Лысак

ОНТОЛОГИЯ
(греч. όν, род. όντος – сущее, и λόγος – слово,

учение) – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; иногда отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия

МЕТАФИЗИКА
(греч. μετά τά φυσικά – то, что после физики) – философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо
типа бытия;
иногда употребляется как синоним слова «философия» или сближается с понятием «онтология»

Слайд 18

Основные разделы философии ГНОСЕОЛОГИЯ

© Ирина Лысак

ГНОСЕОЛОГИЯ
(греч. γνώσις – знание, познание, и λόγος – слово,

учение) – теория познания, раздел философии, изучающий природу и возможности знания, его предпосылки, средства, и условия достоверности

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(греч. επιςτήμη – знание, и λόγος – слово, учение) – теория познания; синоним слова «гносеология», употребляемый в английском и французском языках

Слайд 19

Основные разделы философии АКСИОЛОГИЯ И ЭТИКА

© Ирина Лысак

АКСИОЛОГИЯ
(греч. αξια – ценность, и λόγος

– слово, учение) – учение о ценности, философская дисциплина, изучающая характеристики, структуру и иерархии ценностного мира, его онтологический статус и способы познания, природу и специфику ценностных суждений

ЭТИКА
(греч. ηθικά, от ηθικός –
относящийся к нраву, характеру; лат. ethica) – раздел
философии, изучающий мораль как сферу высших ценностей и долженствования и нравственность как сторону
жизнедеятельности человека и форму общественного сознания

Слайд 20

Мировоззренческая функция – философия способствует формированию представлений об устройстве мира и месте человека

в нем, обосновывает ценности и цели человеческого существования.

Функции философии

Методологическая функция – философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

© Ирина Лысак

Слайд 21

Мыслительно-теоретическая функция – философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.
Гносеологическая – философия имеет целью

достоверное познание действительности, изучает сам механизм познания.
Критическая функция – философия учит подвергать сомнению существующее знание, вскрывать противоречия, расширять границы познания и разрушать догмы.

Функции философии

Аксиологическая функция – оценка вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных этических, социальных.
Социальная – объяснять общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, структуру, указывать пути изменения общества.
Прогностическая функция – возможность прогнозировать тенденции развития материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Воспитательно-гуманитарная функция – распространение гуманистических ценностей и идеалов, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

© Ирина Лысак

Слайд 22

Практический смысл изучения философии
ЧТО ФИЛОСОФИЯ МОЖЕТ ДАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ?

«Философия дает способность говорить с

кем угодно, и в этом ее польза»
Аристипп

«Философия открывает человеку убежище, куда не проникает никакая тирания, долину внутреннего мира, лабиринт сердца, и это раздражает тиранов»
Фридрих Ницше

«Философия дает готовность ко всякому повороту судьбы»
Диоген Синопский

© Ирина Лысак

Слайд 23

© Ирина Лысак

Слайд 24

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для студ. вузов. – 3-е изд., перераб. и доп.

– М.: Проспект, 2006. – 604 с.
Голубинцев В.О., Данцев А.А. и др. Философия для технических вузов: Учебник для вузов . – 3-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 507 с.
Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2010. – 304 с.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия М.: Инфра-М, 2008. – 519 с.
Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов . – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.
Налетов И.З. Философия: Учебник. М.: Инфра-М, 2010. – 400 с.
Спиркин А.Г. Философия: учебник для студ. втузов. – М.: Гардарики, 2008. – 367 с.
Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. – 480 с.
Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 670 с.
Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2008. – 506 с.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ФИЛОСОФИИ

© Ирина Лысак

Имя файла: Введение-в-философию.pptx
Количество просмотров: 155
Количество скачиваний: 0