Слайд 2
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-1.jpg)
Слайд 3
![Какая странная усталость. Не знаю, что со мною стало. Я](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-2.jpg)
Какая странная усталость.
Не знаю, что со мною стало.
Я в
зябкой мякоти кровати
Лежу уже, который день.
Из крана капли каплют в ванной
И тонет в зеркале туманном
Моя трепещущая тень.
Я исчезаю постепенно.
Я растворяюсь в белых стенах.
И уплывает в потолок,
Как голубое привидение,
Мое последнее владение,
Мой голубой глазной белок.
Слайд 4
![ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ. В своих рисунках больные шизофренией могут](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-3.jpg)
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ.
В своих рисунках больные шизофренией могут идентифицировать
себя с кем и с чем угодно: с добром, злом, с черной дырой в космосе или озоновой в атмосфере, Богом, дьяволом, с какими-то несообразными фантазиями, переформированными до неузнаваемости реалиями.
Объект идентификации зависит от направленности интересов больного.
Способы связаны с особенностями психического состояния.
Слайд 5
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-4.jpg)
Слайд 6
![Появление деформированных композиций, тенденция к распаду на составные элементы, неестественные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-5.jpg)
Появление деформированных композиций, тенденция к распаду на составные элементы, неестественные очертания
и цвет, своеобразная символика - следствие присущих больным нарушений мышления - разорванности, разноплановости.
Рисунки больных шизофренией, в части своей, нуждаются в расшифровке и толковании. Они, попросту, непонятны.
Слайд 7
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-6.jpg)
Слайд 8
![СРЕДИ ПРОЧИХ ПРИЗНАКОВ НАИБОЛЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ СТЕРЕОТИПИИ. В ИХ ЧИСЛЕ:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-7.jpg)
СРЕДИ ПРОЧИХ ПРИЗНАКОВ НАИБОЛЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ СТЕРЕОТИПИИ. В ИХ ЧИСЛЕ:
-
Стереотипии типа "моторной разрядки", проявляющие себя заполнением пространства бесконечными рядами линий, бесформенных каракуль, букв.
- Стереотипия навыков - больные используют одни и те же, заученные ещё до болезни и не меняющиеся в течении длительного времени, приёмы и навыки. Вне зависимости от предмета изображения и предъявляемых требований.
Слайд 9
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-8.jpg)
Слайд 10
![К стереотипии навыков примыкает, так называемая "орнаментальная стереотипия". Многократное повторение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-9.jpg)
К стереотипии навыков примыкает, так называемая "орнаментальная стереотипия". Многократное повторение
различных орнаментов, как простых, так и сложных.
В ряде случаев "орнаменты" служат своеобразным обрамлением рисунков.
-- Стереотипия воспоминаний.
Для этой стереотипии характерно неумение выйти за пределы узкого круга
тем.
Слайд 11
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-10.jpg)
Слайд 12
![Больные обращаются лишь к некоторым, хорошо им известным из прошлой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-11.jpg)
Больные обращаются лишь к некоторым, хорошо им известным из прошлой
жизни фактам.
Все остальные события остаются вне их внимания и не находят отражения в творчестве.
Стереотипия воспоминаний может обнаруживать себя как в целой серии рисунков связанных с одной и той же темой, так и в отдельных фигурах, деталями обстановки, пейзажа и.т. д.
Рисунки больных шизофренией заполнены неравнозначными по смысловой нагрузке деталями.
Больные стараются "забить" все свободное пространство, "закупорить" его.
Слайд 13
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-12.jpg)
Слайд 14
![Рисунки изобилуют многочисленными подробностями. Их количество зависит от наличия свободного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-13.jpg)
Рисунки изобилуют многочисленными подробностями.
Их количество зависит от наличия свободного
пространства.
Больных, по выражению одного из первых исследователей творчества больных шизофренией Принцгорна, одолевает "боязнь пустых мест".
Детали в рисунках больных выполнены небрежно. Чаще всего их основные контуры только намечаются. Отсутствует отчетливая тенденция к их проработке и оформлению.
Они ничего не подчеркивают, не выделяют.
Их количество зависит от импульса к рисованию и свободного пространства.
Слайд 15
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-14.jpg)
Слайд 16
![Сплошь и рядом, в рисунок внедряются математические формулы, цифры, отдельные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-15.jpg)
Сплошь и рядом, в рисунок внедряются математические формулы, цифры, отдельные
слова и даже фразы.
Лоброзо объяснял это "... потребностью дополнить значение слова и рисунка, в отдельности недостаточно сильных для выражения данной идеи с желательной ясностью и полнотой.
Для живописи больных шизофренией характерно стремление к геометризации форм.
Рисунки разбиваются на симметричные сектора. В них появляются треугольники, ромбы, квадраты.
Слайд 17
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-16.jpg)
Слайд 18
![Выражено стремление к деформации отдельных композиционных элементов. В первую очередь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-17.jpg)
Выражено стремление к деформации отдельных композиционных элементов.
В первую очередь
это относится к человеческому телу. Оно изображается то с явным нарушением пропорций, то с несоответствующим природе количеством рук, ног, то с неестественными очертаниями.
В таких случаях говорят о "монстрозных образованиях".
Живые существа могут причудливо переплетаться с неодушевленными предметами - "сжатые образы" по Э.Кречмеру.
Слайд 19
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-18.jpg)
Слайд 20
![Изображаются изолированные части человеческого тела. В первую очередь, глаз. Немецкий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-19.jpg)
Изображаются изолированные части человеческого тела. В первую очередь, глаз.
Немецкий психиатр
Лемке, автор книги "Психиатрическая тематика в живописи и графике" писал:
- ... изображение пристально смотрящих изолированных глаз... является следствием таинственного и неясного видения мира. Одним из характерных признаков художественного творчества больных шизофренией следует считать тенденцию к распаду изображаемых предметов на их составные элементы.
Слайд 21
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-20.jpg)
Слайд 22
![Можно выделить, по крайней мере, три этапа, которые претерпевает этот](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-21.jpg)
Можно выделить, по крайней мере, три этапа, которые претерпевает этот процесс.
На первом этапе происходит нарушение связи между предметами, их изолированное размещение, и деформация. Могут появляться неоформные образования. На втором этапе связь между отдельными элементами становится менее выраженной. Требуются значительные усилия для того, чтобы в конгломерате деформированных и произвольно размещенных предметов уловить их реальные очертания.
И, наконец, на третьем этапе происходит то, что Реннерт называл "распадом образного выражения".
Слайд 23
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-22.jpg)
Слайд 24
![Люди, животные, здания изображаются в виде деформированных линий, полос, пятен.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-23.jpg)
Люди, животные, здания изображаются в виде деформированных линий, полос, пятен.
Детали фона и основные элементы композиции бывают спутаны и недостаточно отдифференцированы.
В ряде случаев наблюдается их полное слияние.
Страдает перспектива. Мало движения.
Больные не могут передать в рисунке пространственные отношения между предметами.
Они, это относится и к профессиональным художникам, теряют умение пользоваться светотенью, линейной перспективой.
Слайд 25
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-24.jpg)
Слайд 26
![Рисунки лишены третьего измерения. Они носят плоскостной характер, напоминая манерою](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-25.jpg)
Рисунки лишены третьего измерения. Они носят плоскостной характер, напоминая манерою
исполнения древнеегипетскую живопись, наскальные рисунки и картины детей.
Содержание рисунков больных шизофренией неоднозначно.
Они могут обращаться к сюжетам сказочно-аллегорического содержания.
Рисуются чудовища, пришедшие из сказок птицы и животные, герои былин, мифов, преданий.
Зарисовкам бытового содержания свойственна некая нарочитость, выпячивание второстепенных деталей, интенсивное нагромождение предметов, стилизованное обрамление.
Слайд 27
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-26.jpg)
Слайд 28
![Природа изображается схематически. Деревья - симметричные линии. Солнце - круг.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-27.jpg)
Природа изображается схематически. Деревья - симметричные линии. Солнце - круг.
Рисуя обнаженное тело, больные шизофренией нередко акцентируют внимание на половых признаках.
Причем речь идёт не столько о копировании с анатомически четкими нюансами, сколько о гиперболизированной схеме.
У одного и того же персонажа одновременно могут наблюдаться как мужские, так и женские половые признаки.
Некоторые больные пытаются изобразить то, что К. Ясперс определял, как "сущность вещей" - добро и зло, радость, счастье, любовь.
Отдаётся предпочтение рисованию по памяти.
Слайд 29
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-28.jpg)
Слайд 30
![Художественное творчество больных эпилепсией.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-29.jpg)
Художественное творчество больных эпилепсией.
Слайд 31
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-30.jpg)
Слайд 32
![Проявления художественного творчества больных эпилепсией можно отнести к трём основным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-31.jpg)
Проявления художественного творчества больных эпилепсией можно отнести к трём основным
подгруппам.
Первая, наиболее многочисленная.
В неё входят больные эпилепсией, чьё творчество лишено сколько-нибудь характерных черт для эпилепсии.
Оно, целиком зависит от способностей больного, его жизненного опыта и навыков.
Для больных второй группы свойственна общая для большинства психических заболеваний зависимость от тех или иных, неспецифических клинических проявлений.
При плохом настроении больные этой группы отдавали предпочтение мрачным тонам.
При повышенном - преобладали яркие, пестрые краски.
Творчеству больных эпилепсией с выраженными интеллектуально-мнестическими нарушениями, как и больным с аналогичными расстройствами в рамках других заболеваний были присущи - бедность содержания, малая выразительность, незамысловатость изобразительных средств.
Слайд 33
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-32.jpg)
Слайд 34
![В третью группу вошли больные, в творчестве которых были найдены](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-33.jpg)
В третью группу вошли больные, в творчестве которых были найдены
характерные для эпилепсии изменения.
Наиболее заметной оказалась склонность к детализации.
Обращает на себя внимание обилие подробностей, мелких и мельчайших деталей, каких-то черточек, штрихов, едва уловимых оттенков.
Подробности загромождают рисунок, делают его излишне насыщенным, тесным.
В рисунке мало движения. Всё загромождено, заставлено. Не хватает воздуха.
В известной степени, это связано с тем, что эпилептики имеют обыкновение тщательно заштриховывать промежутки между элементами рисунка.
Не столько выделяя их этим, сколько подавляя и нивелируя.
Слайд 35
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-34.jpg)
Слайд 36
![В отличие от "боязни пустых мест", свойственной живописной продукции больных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-35.jpg)
В отличие от "боязни пустых мест", свойственной живописной продукции больных шизофренией
с обилием неравнозначных по смысловой нагрузке, неоформленных и не проработанных деталей; в рисунках больных эпилепсией детали отличаются мелочностью отделки, тщательностью раскраски, предельной точностью и близостью к оригиналу.
Скорее можно говорить о "дефиците пустых мест".
Один из исследователей художественного творчества больных эпилепсией Э.А. Вачнадзе, отмечал, что эпилептики из-за этого часто не укладываются в предоставленные им " пространственные масштабы". И нуждаются для воплощения своих замыслов в дополнительных листах бумаги.
Слайд 37
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-36.jpg)
Слайд 38
![Больные эпилепсией обнаруживают склонность к сюжетам сказочно-аллегорического, фантастического и, особенно,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-37.jpg)
Больные эпилепсией обнаруживают склонность к сюжетам сказочно-аллегорического, фантастического и, особенно, религиозного
содержания.
Это, в известной степени, связано с тем, что тяга к высокому у эпилептиков весьма заметна и многое определяет и в намерениях и поступках
Отсюда гиперболизация собственной личности, её свойств и качеств.
В рисунках находит отражение, завышенное представление о собственной силе, ловкости.
Сюжетное построение рисунков завязано на каких-то неординарных, поражающих воображение поступках, совершаемых больным.
Он побеждает своих врагов. И возвышается над поверженными,
находящимися в унизительном беспомощном состоянии противниками
Все это тесно переплетается. В одном и том же рисунке могут соседствовать и сцены насилия, и какие-то нравственные искания. Обращение к высокому и неприкрытая жестокость; великодушие и мстительность, ненависть и любовь.
Слайд 39
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-38.jpg)
Слайд 40
![Эпилептики охотно рисуют тело. Заметна акцентуация на половых признаках. В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-39.jpg)
Эпилептики охотно рисуют тело. Заметна акцентуация на половых признаках.
В
портретах, даже если изобразительные возможности автора невелики, можно заметить какие-то характерные для оригинала признаки, какое-то неуловимое сходство.
Один и тот же сюжет может стать определяющим. Он переходит целиком или отдельными компонентами из одного рисунка в другой.
Это связывают со склонностью эпилептиков упорно следовать заранее избранной форме изображения.
Впрочем, сказанное, не исключает замечательной способности больных эпилепсией к копированию. Даже тех из них, у кого нет сколько-нибудь заметной способности к самостоятельному рисованию.
Слайд 41
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-40.jpg)
Слайд 42
![Цвет в рисунках больных эпилепсией имеет вполне конкретную функцию. Он](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-41.jpg)
Цвет в рисунках больных эпилепсией имеет вполне конкретную функцию. Он
придает элементам композиции достоверность, приближает их к изображаемым предметам.
Что отличает эти рисунки от рисунков больных шизофренией, где окраска, чаще всего, произвольна или символична.
Отмечают приверженность эпилептиков к красному цвету. И связывают эту предпочтительность со зрительными ощущениями, испытанными в состоянии ауры.
Рисуя, больные эпилепсией обнаруживают подчеркнутую аккуратность, медлительность, педантизм.
Процесс завершения рисунка, как в целом, так и отдельных его деталей даётся больным трудно.
Слайд 43
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-42.jpg)
Слайд 44
![Длительное время они водят карандашом по одному и тому же](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-43.jpg)
Длительное время они водят карандашом по одному и тому же
участку листа, не в силах оторваться от него.
Швейцарский психиатр Франциска Минковская квалифицировала этот феномен, как "прилипание к модели".
В ряде случаев, в результате усиленной заштриховки, бумага не выдерживала напряжения и рвалась
Рисунки сделанные акварельными красками, в результате многократного накладывания слоя на слой, становились похожими на рисунки при написании которых использовались масляные краски.
Слайд 45
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-44.jpg)
Слайд 46
![Появление характерных для эпилепсии черт художественного творчества совпадало с наличием](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-45.jpg)
Появление характерных для эпилепсии черт художественного творчества совпадало с наличием
у больных типичных личностных изменений.
Таких, как обстоятельность, склонность к застреванию, приверженность к трафаретным навыкам, заезженным оборотам, следованию раз и навсегда установленному порядку вещей, мелочный педантизм, ханжество и многое другое.
Слайд 47
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-46.jpg)
Слайд 48
![Вне этих личностных свойств художественное творчество больных эпилепсией мало, чем](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-47.jpg)
Вне этих личностных свойств художественное творчество больных эпилепсией мало, чем
отличалось от творчества здоровых людей или обнаруживало на себе влияние психопатологических факторов общего для других психических заболеваний характера.
Слайд 49
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/197857/slide-48.jpg)