Слайд 2
![Тема урока: «Распространение христианства на Северо –Западном Кавказе»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/537605/slide-1.jpg)
Тема урока:
«Распространение христианства на Северо –Западном Кавказе»
Слайд 3
![Цель: познакомить учащихся с историей распространения христианства на Северо –Западном](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/537605/slide-2.jpg)
Цель: познакомить учащихся с историей распространения христианства
на Северо –Западном Кавказе.
Задачи:
1)
образовательная – охарактеризовать основные этапы распространения христианства на Северо –Западном Кавказе;
2) развивающая - продолжать формирование умений работать с исторической картой и историческими источниками;
3) воспитательная - воспитывать патриотические чувства, любовь и гордость к своей малой Родине на примерах исторического прошлого.
Слайд 4
![Исторический диктант 1. Что означает термин «язычество»? 2. Где совершались](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/537605/slide-3.jpg)
Исторический диктант
1. Что означает термин «язычество»?
2. Где совершались языческие
обряды и жертвоприношения?
3. Кто такие волхвы?
4. Что означает термин «идол»?
5. Каким богам покланялись адыги?
6. В каких христианских праздниках прослеживаются черты празднеств годового круга?
Слайд 5
![Проверь себя: 1. Язычество – религия, основанная на поклонении многим](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/537605/slide-4.jpg)
Проверь себя:
1. Язычество – религия, основанная на поклонении многим богам.
Отражала особенности мышления первобытного человека: анимизм, антропо –и зооморфизм, фетишизм.
2. Святилища – специальные места, где служители культа совершали языческие религиозные обряды.
3. Волхвы – в Древней Руси служители дохристианских культов, считавшиеся в народе чародеями.
4. Идол – статуя, которой язычники поклоняются, как божеству.
Адыги, как и другие народы Северо – Западного Кавказа в древности покланялись покровителям леса, воды, огня, земледелия, кузнечного дела.
5. Масленица, Троица, Пасха, Красная горка, Ивана Купала, Святки и др.
Слайд 6
![Проверь себя: Перун – бог молнии и грома; Ярило, Даждь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/537605/slide-5.jpg)
Проверь себя:
Перун – бог молнии и грома;
Ярило, Даждь – Бог,
Купала – бог солнца;
Стрибог – бог ветра;
Волос, Велес – бог скота;
Сварог – бог кузнечного дела;
Мокошь – «матерь урожая», женское божество прядения и ткачества.
Слайд 7
![Проверь себя: Тлепш – огневой бог, бог железа и кузнечного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/537605/slide-6.jpg)
Проверь себя:
Тлепш – огневой бог, бог железа и кузнечного дела, покровитель
воинов;
Мезитх – бог лесов и охоты; Зейкутх – бог наездничества; Псыхъуэгуаше – богиня вод, дева вод речных;
Ахына – бог рогатого скота;
Щыблэ – бог молнии и грома.
Слайд 8
![Христианство – одна из трёх мировых религий (наряду с исламом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/537605/slide-7.jpg)
Христианство – одна из трёх мировых религий (наряду с исламом и
буддизмом). Имеет три ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общим их признаком является вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.
Слайд 9
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/537605/slide-8.jpg)
Слайд 10
![Апостол – странствующий проповедник христианства](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/537605/slide-9.jpg)
Апостол – странствующий проповедник христианства
Слайд 11
![Епископ – (греч. «надзирающий») – главный пастырь своей епархии; низший](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/537605/slide-10.jpg)
Епископ – (греч. «надзирающий») – главный пастырь своей епархии; низший архиерейский
сан.
Епископия - в христианской церкви округ, управляемый высшим духовным лицом (епископом).
Слайд 12
![Проверь себя: В первой половине VI в. Византийская империя начала](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/537605/slide-11.jpg)
Проверь себя:
В первой половине VI в. Византийская империя начала распространение христианства
на территорию Приазовья, Восточного Причерноморья и Прикубанье.
Слайд 13
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/537605/slide-12.jpg)
Слайд 14
![Епархия – (греч. «область») - церковная область, управляемая архиереем (архиепископом или епископом).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/537605/slide-13.jpg)
Епархия – (греч. «область») - церковная область, управляемая архиереем (архиепископом или
епископом).
Слайд 15
![Документ. Из книги адыгского историка и этнографа Ногмова Ш.Б. «История](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/537605/slide-14.jpg)
Документ.
Из книги адыгского историка и этнографа Ногмова Ш.Б. «История адыгейского народа»:
«В Зихиии были известны четыре древние епархии: в Фанагории, лежащей на южной стороне Тамани; в Матрехе или Таматархе, впоследствии именовавшейся Тмутараканью; в Зихоплисе на левую сторону р. Кубань; в Никопсе в устье реки Нечепсухо».
Слайд 16
![Проверь себя: «В VI в. в Зихиии были известны четыре](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/537605/slide-15.jpg)
Проверь себя:
«В VI в. в Зихиии были известны четыре древние епархии:
в Фанагории, в Таматархе; в Зихоплисе; в
Никопсе».
Слайд 17
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/537605/slide-16.jpg)
Слайд 18
![1-й этап попытки проповедования христианства миссионерами первых веков нашего времени](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/537605/slide-17.jpg)
1-й этап попытки проповедования христианства миссионерами первых веков нашего времени (в
частности, Андреем Первозванным);
2-й -с IV в., когда Византия стала проводником новой религии в Абхазии и косвенно этот процесс касался и адыгов как ближайших соседей;
3-й – начинается с VI в. в процессе проведения целенаправленной византийской политики по распространению христианства непосредственно среди адыгского народа.
Если первые два этапа закончились неудачно, то с юстиниановской эпохи христианские верования начинают постепенно распространяться в адыгской среде.
Слайд 19
![Какими путями христианство православного толка проникало на Северо – Западный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/537605/slide-18.jpg)
Какими путями христианство православного толка проникало на Северо – Западный Кавказ?
Когда это произошло впервые?
В каком веке Византийская империя стало распространять христианство в Приазовье, Восточном Причерноморье и Прикубанье?
Какие цели преследовала Византия, проводя политику христианизации стран и народов?
Какие епархии существовали в VI в. н. э. на территории, населённой адыгами?
При каком византийском императоре было осуществлено масштабное проникновение христианства на Северный Кавказ?
Слайд 20
![Христианство было воспринято довольно легко определенной частью населения мирным путем,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/537605/slide-19.jpg)
Христианство было воспринято довольно легко определенной частью населения мирным путем, следовательно,
в обществе существовала потребность в новой религии, и язычество не отражало полностью понимание окружающего мира. Христианская религия стала постепенно распространяться и развиваться на Северо-Западном Кавказе, что говорит о ее соответствии мировоззрению и мироощущению народа.