Духовный мир древних обществ презентация

Содержание

Слайд 2

Разновидности мифов Космогонические— о происхождении мира солярные мифы лунарные мифы

Разновидности мифов
Космогонические— о происхождении мира
солярные мифы
лунарные мифы
астральные мифы
Эсхатологические— о конце

мира
Антропогонические мифы — о происхождении человека
культурный герой
Календарные мифы -
мифы об умирающем и воскресающем звере
Умирающий и воскресающий бог
Мифы о животных
Культовые мифы
Слайд 3

Высший уровень первобытного сознания - мифология. Мифология — это некоторый

Высший уровень первобытного сознания - мифология.
Мифология — это некоторый «до-теоретический»

способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических, обыденных знаний.
Миф есть прежде всего способ обобщения мира в форме наглядных образов.
В мифологическом сознании человек не выделяет себя из окружающей среды.
Для мифа характерно неразличение объекта и мысли о нем.
Слайд 4

Своеобразие мифа: он не нацелен на выявление объективных закономерностей мира.

Своеобразие мифа:
он не нацелен на выявление объективных закономерностей мира.
Миф

выполняет функцию установления идеального (но осознаваемого как реальное) равновесия между родовым коллективом и природой.
В мифе нет различия между реальным и сверхъестественным.
Слайд 5

Отличие мыслительной деятельности на уровне мифологического сознания от понятийно-мыслительной деятельности

Отличие мыслительной деятельности на уровне мифологического сознания от понятийно-мыслительной деятельности эпохи

цивилизации:
- преобладание умозаключений по аналогии;
- обобщение на основе подражания;
- недецентрированность (или эгоцентризм) отражения;
- неполнота обратимости логических операций и нечувствительность к логическому противоречию;
- неразличение случайного, единичного, неповторимого и необходимого, общего, повторяющегося.
Слайд 6

В мифе существуют также свое, особое мифологическое время и мифологическое

В мифе существуют также свое, особое мифологическое время и мифологическое пространство.


Мифологическое время — это некое далекое прошлое, время Творения Мира богами, «Время великих сновидений», которое качественно отличается от настоящего, от современности.
Вместе с тем время Творения — это некая модель, образец современных событий.
Слайд 7

Мифологическое пространство — это пространство родовой жизни, часть мира, в

Мифологическое пространство
— это пространство родовой жизни, часть мира, в которой

появился и функционирует данный род со своим определенным тотемом,
т.е. родоначальником, в качестве которого выступает некая вещь — животное, растение или даже неорганический предмет.
Слайд 8

Миф, как и само первобытное общество, исторически изменялся. Ранние мифы

Миф, как и само первобытное общество, исторически изменялся.
Ранние мифы — краткие,

примитивные, сюжетно неразвернутые, очень простые по содержанию.
Сюжеты и события в самых древних мифах — простейшие, не имеют логических связей, переходов.
В наиболее древних мифах мир, Земля, Вселенная часто изображались в облике животного (зооморфное видение мира).
Слайд 9

В древнеиндийских сочинениях присутствует изображение Вселенной в образе жертвенного коня:

В древнеиндийских сочинениях присутствует изображение Вселенной в образе жертвенного коня:

«Утренняя заря — это голова жертвенного коня, солнце — его глаз, ветер — его дыхание... небо — его спина, воздушное пространство — его брюхо, земля — его пот, страны света — его бока... дни и ночи — его ноги, звезды — его кости, облака — его мясо, пища в желудке — это песок, реки — его жилы, печень и легкие — горы, травы и деревья — его волосы».
Слайд 10

Широко распространен в первобытных мифах образ мирового дерева. Вселенная представлялась

Широко распространен в первобытных мифах образ мирового дерева.
Вселенная представлялась как

громадное космическое мировое дерево. В таком дереве четко выявлялись три составные части, каждой из которых соответствовал свой самостоятельный мир:
верхушка (где живут духи и боги),
столб (скрепляющий Космос),
корень (уходящий в землю, на которой живут люди).
Слайд 11

Этапом исторического развития мифа был процесс антропоморфизации мифологии, т.е. на

Этапом исторического развития мифа был процесс антропоморфизации мифологии, т.е. на смену

Вселенной в образе животного или мирового дерева постепенно приходит Вселенная в образе человека.
Такие преобразования мифологии отражали глубинные сдвиги в общинных отношениях при переходе от ранней к поздней родовой общине.
Все больше появляется мифов о гигантском космическом первочеловеке, из частей которого был создан видимый мир. Так, в «Ведах», священных книгах Древней Индии, есть рассказ о Пуруше, первочеловеке, из частей которого появились мир, люди, касты людей и др.
Слайд 12

Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом) —

Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом) — термин, введённый немецким философом

Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическомупериода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне.
Осевое время также характери-
зуется появлением религий
Спасения. ( 500г.до н.э.)
Слайд 13

Примеры философских и религиозных учений осевого времени: Конфуцианство; Даосизм; Легизм; Моизм; Буддизм; Зороастризм; Иудаизм; Античная философия

Примеры философских и религиозных учений осевого времени:
Конфуцианство;
Даосизм;
Легизм;
Моизм;
Буддизм;
Зороастризм;
Иудаизм;
Античная философия

Слайд 14

Истина в страдании Мир полон страданий. Рождение — страдание, болезнь

Истина в страдании
Мир полон страданий. Рождение — страдание, болезнь — страдание,

смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание.
Истина в происхождении и причинах страдания
Источник страдания — привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими.
Истина о подлинном прекращении страдания.
Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости).
Истина о путях к прекращению страдания
Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны.

БУДДИЗМ

Слайд 15

Слайд 16

Учение Конфуция записали его ученики в книгу «Беседы и высказывания».

Учение Конфуция записали его ученики в книгу «Беседы и высказывания».
Основу

этой школы можно выразить словами ее основателя: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном».
Основу воспитания составляет точное следование церемониям, которые представляют собой внешнее выражение долга, любви, преданности..

конфуцианство

Слайд 17

Целью в конфуцианстве является обретение характера благородного мужа, то есть

Целью в конфуцианстве является обретение характера благородного мужа, то есть человека,

который верен, справедлив, предан императору и добр к народу.
В конфуцианстве понятие Бога как такового отсутствует вообще, и, по сути, конфуцианство правильно было бы назвать не религией, а философией.
Слайд 18

ДАОСИЗМ - китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ.

ДАОСИЗМ - китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ.
Возник

в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализмВозник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основной представитель – Лао-цзы. В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. ЦельВозник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основной представитель – Лао-цзы. В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. Цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мираВозник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основной представитель – Лао-цзы. В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. Цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие.
ЛЕГИЗМ, «Школа закона», представляет собой сформировавшееся в 4–3 вв. до н.э. теоретическое
обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221–207 до н.э.).
Слайд 19

Иудаизм первым в истории человечества провозгласил монотеизм, углублённый учением о

Иудаизм
первым в истории человечества провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении

человека Богом по своему образу и подобию — следствием чего является любовь Бога к человеку,
Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека.
Религия, предположительно, оформилась
На рубеже II – I тыс.до н.э.
Слайд 20

Христианство возникло в середине I в. н.э. на территории Римской

Христианство
возникло в середине I в. н.э. на территории Римской империи

в Палестине.
Христианство возникло как ответвление от иудаизма.
Священную книгу иудеев Танах (Тора) христиане считают и своей священной книгой, но называют её иначе: Ветхим Заветом.
Кроме того особо почитаемыми являются книги Нового Завета.
В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса ХристаВ Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи.
Имя файла: Духовный-мир-древних-обществ.pptx
Количество просмотров: 59
Количество скачиваний: 0