Человек и общество в марксистской философии презентация

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Под воздействием философии Гегеля

Маркс рассматривает действительность как диалектически противоречивую реальность, рассматривает возможность применения

законов диалектики.
На страницах «Рейнской газеты» дает критику религии, монархии, феодальным порядкам.
Глубоко анализирует работы Фейербаха

Под воздействием философии Гегеля Маркс рассматривает действительность как диалектически противоречивую реальность, рассматривает возможность

Слайд 7

Карл Маркс не оставил работ, где философия была бы представлена в виде системы

Философские

взгляды вплетены к контекст экономических, социально-политических работ: «Тезисы о Фейербахе», «Манифест коммунистической партии», «Немецкая идеология», «Святое семейство», «Нищета философии», «К критике политической экономии», «Капитал», «Экономико-философские рукописи 1844 г.», «Критика готской программы».

Карл Маркс не оставил работ, где философия была бы представлена в виде системы

Слайд 8

Переосмысление взглядов классиков приводит к тому, что

Объективный идеализм Гегеля превратился в материализм
Антропологизм Фейербаха

сформировал социальные взгляды
Глубокое изучение английской политэкономии стало основанием теории Маркса
Научный социализм - идейное оружие в преобразовании общества

Переосмысление взглядов классиков приводит к тому, что Объективный идеализм Гегеля превратился в материализм

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Теоретические источники

1. Немецкая классическая философия (диалектика Г.Гегеля, материализм Л.Фейербаха).
2. Английская политическая экономия
Адам

Смит
Давид Рикардо
Французский утопический социализм
К.Сен-Симон – идея детерминизма развития общества, превосходство последующего этапа над предыдущим.
Р. Оуэн, Ш.Фурье

Теоретические источники 1. Немецкая классическая философия (диалектика Г.Гегеля, материализм Л.Фейербаха). 2. Английская политическая

Слайд 12

политическая экономия

Наука о хозяйственных отношениях, движении товара, денег в их качественной и количественной

определенности
Адам Смит (1723-1790) обосновал идею товарного производства и обмена, создал учение о рыночной цене, показал ее зависимость от производства и условий предложения товаров на рынке. Труд «Исследования о природе и причинах богатства народов»
Давид Рикардо (1772-1823) считал, что стоимость определяется трудом и лежит в основе дохода буржуазии. Прибыль – неоплаченный труд рабочего. Работа «Начала политической экономии и налогового обложения»

политическая экономия Наука о хозяйственных отношениях, движении товара, денег в их качественной и

Слайд 13

Французский утопический социализм

К.Сен-Симон – социальный мыслитель и гуманист. Главные идеи: общество развивается закономерно;

идея детерминизма развития общества, превосходство последующего этапа над предыдущим. Все идеи использует Маркс
Р. Оуэн,
Ш.Фурье

Французский утопический социализм К.Сен-Симон – социальный мыслитель и гуманист. Главные идеи: общество развивается

Слайд 14

Изучив классические источники политэкономии

Маркс создает «Экономико-философские рукописи 1844 года», в которых использует понятие

Л.Фейербаха «отчуждение» и понимает его не только в религиозном контексте, но переносит на экономику.
Экономическое отчуждение играет основополагающую роль, в то время как все другие – производны.

Изучив классические источники политэкономии Маркс создает «Экономико-философские рукописи 1844 года», в которых использует

Слайд 15

Виды отчуждений, выделенные Марксом

Отчуждение от предмета труда
Отчуждение от средств производства
Отчуждение от продукта труда
Отчуждение

от трудовой деятельности
Отчуждение от субъектов производства (человека от человека)

Виды отчуждений, выделенные Марксом Отчуждение от предмета труда Отчуждение от средств производства Отчуждение

Слайд 16

Противоречие, заключающееся в отчуждении

По Гегелю, должно разрешиться путем ликвидации (снятия) отчуждения и связанной

с ним частной собственностью. В гегелевской терминологии это есть отрицание отрицания.
Поскольку капитализм означает нечеловеческую эксплуатацию, то снятие означает возвращение к человеческим началам, но на более высокой ступени развития
Так Маркс философски обосновывает коммунизм как справедливое общество.

Противоречие, заключающееся в отчуждении По Гегелю, должно разрешиться путем ликвидации (снятия) отчуждения и

Слайд 17

Механизм изменения

Маркс выдвигает еще один важный тезис в работах «Святое семейство», «Немецкая идеология»,

«Тезисы о Фейербахе»: мир нельзя изменить посредством изменения сознания и идей, поскольку интересы людей порождаются реальными условиями их жизни, их бытием.
Другими словами общественное бытие определяет сознание.

Механизм изменения Маркс выдвигает еще один важный тезис в работах «Святое семейство», «Немецкая

Слайд 18

Мир нельзя изменить идеями

Суть не в привнесении идей в сознание
Интересы людей порождаются реальными

условиями жизни
В хижине бедняков мыслят иначе, чем во дворцах
Бытие человека определяет его сознание

Мир нельзя изменить идеями Суть не в привнесении идей в сознание Интересы людей

Слайд 19

Общественная жизнь – это жизнь практическая

Сущность жизни человека – это совокупность общественных отношений
В

основе социальных отношений лежат производственные отношения, формирующиеся через практическую деятельность.

Общественная жизнь – это жизнь практическая Сущность жизни человека – это совокупность общественных

Слайд 20

Суть человека не в его субъективных особенностях, присущих индивиду

Поскольку бытие определяет сознание, следовательно,

человек – совокупность всех общественных отношений.
По Марксу, чтобы понять человека, необходимо исходить не из человека как абстракции, а характеристик общества, в котором он живет.
В основе всех отношений – производственные отношения, формирующиеся через практическую деятельность.

Суть человека не в его субъективных особенностях, присущих индивиду Поскольку бытие определяет сознание,

Слайд 21

Маркс вводит в философскую сферу понятие практически-преобразовательной деятельности

Мыслители считали ниже своего достоинства опускаться

до изучения деятельности людей.
Под предметно-практической деятельностью Маркс понимал переработку природных предметов для производства необходимых для жизни людей материальных благ, а также революционную деятельность по преобразованию общества.

Маркс вводит в философскую сферу понятие практически-преобразовательной деятельности Мыслители считали ниже своего достоинства

Слайд 22

Исток экономики – приложении усилий человека к предмету труда

При этом между людьми складываются

отношения по поводу труда т.е. производственные отношения.
Отношения меду людьми обусловлены их отношением к средствам производства – одни владеют средствами производства, другие – нет. Последнем ничего не остается, как работать на первых.
Отсюда разделение людей на классы – имущие и неимущие

Исток экономики – приложении усилий человека к предмету труда При этом между людьми

Слайд 23

С точки зрения отношений к средствам производства возможно дать периодизацию истории

Первобытно-общинный строй (нет

классов)
Рабовладельческий строй
Рабовладельцы и рабы
Феодальный строй
Феодалы и крестьяне
Капиталистический
Буржуазия (капиталисты) и рабочие (пролетариат)

С точки зрения отношений к средствам производства возможно дать периодизацию истории Первобытно-общинный строй

Слайд 24

Составные части марксизма

Философия марксизма (диалектический материализм и исторический материализм)
Политэкономия, развитая в «Капитале» Маркса
Теория

коммунизма (социология)
Диамат – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (Энгельс)
Истмат – учение об историческом развитии (Маркс)

Составные части марксизма Философия марксизма (диалектический материализм и исторический материализм) Политэкономия, развитая в

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Суть материалистического понимания истории

Общественное бытие определяет сознание
Материальное производство осуществляется через развитие производительных сил

и производственных отношений, которые в совокупности составляют общественно-экономическую формацию
Общество проходит закономерные, вытекающие друг из друга стадии развития
История общества есть история классовой борьбы

Суть материалистического понимания истории Общественное бытие определяет сознание Материальное производство осуществляется через развитие

Слайд 30

Марксизм – новое мировоззрение

Его цели не только объяснить, но и изменить мир
Основные проблемы:
Проблема

социальной сущности человека
Проблема социального отчуждения
Труд – самопорождающее начало человечества

Марксизм – новое мировоззрение Его цели не только объяснить, но и изменить мир

Слайд 31

Маркс и Энгельс применили диалектику к анализу общественной жизни

В результате вскрыли «тайну» прибавочной

стоимости
Представили материалистическое понимание истории
В этом аспекте пересмотрели основания онтологии, гносеологии, социальной философии, антропологии, аксиологии, т.е. развивали их на материалистических основах.

Маркс и Энгельс применили диалектику к анализу общественной жизни В результате вскрыли «тайну»

Слайд 32

Экономическая структура общества

Орудия труда
Предмет труда
Средства производства
Человек
Производительные силы общества
Производственные отношения

Способ производства = Базис
Надстройка
Формация

Экономическая структура общества Орудия труда Предмет труда Средства производства Человек Производительные силы общества

Слайд 33

Маркс создает учение о формации

Общественно-экономическая формация – определенная ступень развития общества в единстве

всех ее сторон
Базис – экономический строй, определенный способ производства
Надстройка – совокупность идеологических и духовных характеристик общества

Маркс создает учение о формации Общественно-экономическая формация – определенная ступень развития общества в

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Маркс и Энгельс ставят своей задачей

Создать науку об обществе (социологию), которую они противопоставляют

всей прежней философии
Эта наука не просто констатирует деление общества на формации, а формации на классы, а должна объяснить почему та или иная формация устроена присущим ей образом.
Почему происходит переход от одной формации к другой.

Маркс и Энгельс ставят своей задачей Создать науку об обществе (социологию), которую они

Слайд 37

Общество – не хаотичное нагромождение элементов

Это некая целостность, где каждый элемент взаимосвязан и

взаимообусловлен другим
Это система, способная к развитию и все ее части соответствуют друг другу: производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка.

Общество – не хаотичное нагромождение элементов Это некая целостность, где каждый элемент взаимосвязан

Слайд 38

Если все части общественной системы тесно связаны

Производственные отношения формируют классовую структуру общества, где

одни классы господствуют, а другие подчиняются
Этим отношениям должны соответствовать юридические, политические формы, а также общественное сознание
Господствующий класс заинтересован в укреплении своего господства
То почему происходит смена формации

Если все части общественной системы тесно связаны Производственные отношения формируют классовую структуру общества,

Слайд 39

Господствующий класс заинтересован в укреплении своего господства

Он добивается этого с помощью права и

государства, а также с помощью распространения определенных взглядов, которые Маркс и Энгельс называют идеологией
Основная задача идеологии – представить классовый строй как естественный и нормальный
Идеология выдает классовый интерес за общий интерес всего общества

Господствующий класс заинтересован в укреплении своего господства Он добивается этого с помощью права

Слайд 40

Почему общество развивается

Развиваются производительные силы, нарушающие соответствие между собой и производственными отношениями, откуда

вытекает необходимость изменения этих отношений, а за ними и других «надстроечных» отношений и всего общества в целом.

Почему общество развивается Развиваются производительные силы, нарушающие соответствие между собой и производственными отношениями,

Слайд 41

Из форм развития производительных сил

производственные отношения превращаются в оковы, тормозящие развитие
Тогда наступает эпоха

социальной революции
С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей надстройке

Из форм развития производительных сил производственные отношения превращаются в оковы, тормозящие развитие Тогда

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Маркс выдвигает идею

О ниспровержении всех отношений, в которых человек является униженным, порабощенным
Так возникает

идея пролетарской революции
Только пролетариат заинтересован в коренном изменении общественного строя и доведения революции до логического завершения

Маркс выдвигает идею О ниспровержении всех отношений, в которых человек является униженным, порабощенным

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Свой метод Маркс называет

Диалектическим, опираясь на Гегеля, который дал всеобъемлющее изображение форм движения
По

мысли Маркса, у Гегеля диалектика стоит на голове, ее необходимо поставить на ноги, т.е. перевернуть
Так диалектика превращается из идеалистической в материалистическую

Свой метод Маркс называет Диалектическим, опираясь на Гегеля, который дал всеобъемлющее изображение форм

Слайд 52

В диалектическом методе Маркса два подхода

Исторический и логический
Если исторический подход направлен на воспроизведение

реальной истории во всем его богатстве
То логический подход дает освобождение от случайностей и представляет закономерности

В диалектическом методе Маркса два подхода Исторический и логический Если исторический подход направлен

Слайд 53

Философия Маркса – социальная философия, ориентированная

На освобождение человека
Человек понимается как практически действующее существо,

взаимодействие которого с природой – основа всех других взаимодействий
Философия Маркса – исторический материализм (истмат)

Философия Маркса – социальная философия, ориентированная На освобождение человека Человек понимается как практически

Слайд 54

Заслуга Энгельса -

Создание диалектического материализма, охватывающего природу, общество и мышление (диамат).
Наиболее известные работы

Энгельса: «Анти-Дюринг», «Диалектика природы»

Заслуга Энгельса - Создание диалектического материализма, охватывающего природу, общество и мышление (диамат). Наиболее

Слайд 55

Маркс и Энгельс являются организаторами революционного движения

Маркс, будучи в Лондоне организовал 1 интернационал

рабочих и написал вместе с Энгельсом «Манифест коммунистической партии».
Они пишут: «История всех до сих пор существовавших обществ была историй борьбы классов. Угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную борьбу»

Маркс и Энгельс являются организаторами революционного движения Маркс, будучи в Лондоне организовал 1

Имя файла: Человек-и-общество-в-марксистской-философии.pptx
Количество просмотров: 170
Количество скачиваний: 1